Домой
Походы
ПокатушкиФотографииЖелезо



РЖЕВ-1 (Тверская область, май 2005г)                

 

Теперь мне понятно, почему в нете опубликовано так много фотографий с различных мероприятий и так мало описаний. Просто не остается времени на письменное изложение тех событий, которые происходят во внедорожной жизни отдельно взятого джипера-путешественника. Вот и у меня, в виду участившихся выездов, остается все меньше свободного времени. Так что, видимо, текста станет меньше.

Очередная поездка состоялась совсем скоро после путешествия под Дорогобуж. И теперь мы почти той же компанией отправились в район города Ржев, обследовать места боевой славы.

Идея и разработка маршрута принадлежат известному везделазу Выкорчевателю. Дима даже ездил пару раз на разведку в предполагаемое место поиска.

И вот 20 мая, в пятницу, на трассе Москва-Рига, совсем не далеко от МКАД, стали сТучи сгущаются...обираться участники выезда. Всего набралось три нивы, одна тойота семидесятка и, уже известная в джиперских кругах, девятка Димки Кожевникова. Как всегда тронулись с приличным опозданием, и стало ясно, что засветло на место мы не успеваем. Это нас расстроило не очень сильно. Гораздо больше нас настораживали свинцовые тучи, которые застилали вечернее небо все сильнее и сильнее. И вот, где-то за Волоколамском, небо разразилось таким ливнем, которого в этом году еще не было. Скорость передвижения снизилась, но все же мы старались ехать как можно быстрее. Ближе к городу дождь вроде закончился, но вот похолодало очень сильно. Погода изменилась просто до неузнаваемости – ветрища, морозь с неба и с луж и холод.

После закупок в местном магазине, нам осталось проехать совсем немного до места предполагаемого лагеря.

Ехали, ехали и, наконец, приехали. Лагерь разбивали под небольшим дождиком, но когда все встало на свои места и костер пылал в ночи, стало как-то поприятнее.

Утром не очень ранний подъем. ДождьЛагерь. Утро. был под утро, но сейчас его не было. Палатка прошла испытание водой и показала себя только с положительной стороны - спали как дома, хотя на улице зябко и сыро. После завтрака к лагерю подъезжает мотоцикл - оказалось подъехали местные мужики, которые за некоторый price согласились поводить нас по округе и помочь в поиске. Дима еще во время разведочных выездов в эти края завязал с ними тесную связь (телефонную), так что теперь мы могли рассчитывать хоть на какой-то результат. Мужики вообще за пару дней до поездки сообщили ему, что мы, если захотим, можем отправиться на поиски рухнувшего во время войны самолета и танка, застрявшего в каком-то болоте. Ясен фиг захотим!

Ну вотТронулись... на поиски этих единиц техники мы и отправились в наш первый день. В лагере остались Димка Кожевников и Виталий. Кстати, Виталий был провозглашен комендантом лагеря, так как почти не отлучался из рОдин готов.асположения оного. В путь тронулись на трех нивах и одной тойоте. Дорога, на которую мы свернули, как-то сразу стала труднопроезжей. Проводник сказал, что все это ерунда - мол недавно туда нива прошла. Ну мы и ехали первое время бодренько, с некоторой бравадой, можно сказать. Первым шел Андрюха на подготовленной ниве на гудричах. Все препятствия он брал тараном на ура, ну а мы проезжали за ним тоже довольно успешно. Дорога - мокрый песок, иногда глИди сюда!ина; очень сыро. Вот в песочке-то Андрюха и приземлился, сев на брюхо. Сам он выбраться не мог, так что пришлось прибегать к помощи тяжелой артиллерии. Тойота хотя и была обута в дорожную резину, но резина эта по размеру была больше нашей, да и дури в машинке побольше будет. Короче, один рывок и Андрюхина нива на свободе. Это засадное место объехали по полю, найдя более менее нормальный съезд на него. Дальше движемся так же успешно и бодренько.

Вторая засада. И снова все повторяется. Синяя нива по пороги в мокром песке. Все сОпять...нова повыхватывали фотоаппараты, а некоторые и не по одному, и давай глумится над парнем. Я, сделав несколько кадров, вернулся в машину и тронулся вперед по проверенному заранее пути. Проехал я только малую часть намеченного и в небольшой луже машина вдруг перестала ехать - не едет и Вызволение.все. Ну, ерунда - грязючка-то пустяковая. Вылез, поломал ветки, побросал под колеса. Не едет! Вышел, осмотрелся - должна ехать, блин, негде застрявать-то! Сидоренко Андрюха, снимавший весь процесс на видео замечает как-тоБоевой раскрас. между делом: "А что это у тебя задние колеса замылились, а передние нет?" Да фиг знает, наверно, так надо. И тут я слышу голос-приговор Димы-фашиста: "Так нету привода не передние колеса." Осознав и поверив в эти слова я просто прифигел. Таких поломок у нас раньше не было. И еще раз заметил про себя, какие же мы были крутые, раз отваживались раньше ездить одной ниве по просторам родины. Вот где был экстрим!

Ну, делать не фиг. Тойота теперь помогает мне, выдернув легко назад. Свою ниву я загнал на обочину, поняв, что дальше она точно не поедеСледующий!т, достал фотик и отправился к остальному народу. А народ все крутился вокруг да около Андрюхиной нивы. Марина на своей ниве, обутой в 27" свамперы, смогла помочь лишь от части - машина сдвинулась вперед лишь не на много. Опять Тойота. Только теперь и ей приходится трудновато - ее резина скользит в колее просто на ура. Но терпение и труд все перетрут. Вытащили таки ниву на более менее сухое место. В какой-то момент не досмотрели и часть веревки была намотана задним колесом на мост иномарки - сняли.

Дальше дорога Хорошее настроение!пошла по лучше. Присутствовали некоторые канавки с водой на дне, но все они преодолевались ходом. Единственное, приходилось крепче держаться за дуги на крыше, тем, кто стоял на бамперах - все мы просто не смогли бы разместиться в машинах. По полю проехали с полкилометра и теперь уже остановились окончательно - можно было бы рубиться дальше, напрямик через поле, но отняло бы много времени. Оставляем машины, берем снарягу и топаем пешком за проводником.

Миновали поле, потом перелесок, а потом довольно мокрое болото. А ведь кто-то был в ботинках... Небольшой отдых и снова переход по лесу. Место падения самолета нашел проводник Андрюха. Если про него не знать, думается, найти его и не возможно. Андрюха знал. Самолет грохнулся в небольшом болотце, заросшем высоким кустарником, который надежно закрывал место падения от посторонних глаз. От самолета мало что осталось, но по некоторым агрегатом определить, что это был именно самолет можно со стопроцентной уверенностью. В куче железа мы нашли стойку шасси, множество качалок, кусков обшивки, несколько искореженных алюминиевых радиаторов. Остальное не поддавалось идентификации. Рядом с кучей хлама довольно большая воронка, заполненная водой. Самое интересное, что на берегу воронки мы нашли обычные вилы с загнутыми концами и приспособу из проволоки, что-то типа крюка. Видимо этими штуками и доставали из воронки все то железо, которое валялось в округе. Думается, что это место давно известно местным "гидам" и мы не первые туристы, которые посещают эту достопримечательность.

Следующий пункт программы - ТАНК. По приданиям местных, танк видели последний раз 27 лет назад. Тогда от колхозного стада отбилась корова и отправившиеся на ее поиски люди, обнаружили перевернутый танк, торчащий из сырой земли гусеницами. Все что было известно проводнику про место поиска, так это то, что оно располагается слева от длиннющего противотанкового рва. Ров мы нашли сразу же. Основной народ пошел прямо по валу земли, а я и еще несколько человек тронулись параллельно ему, обследуя лес визуально и при помощи минака. Единственное, что мы нашли, так это несколько отдельно отрытых окопчиков. Лишь в одном месте минак запищал, указывая на наличие металла в земле. Оказалось, что это несколько ржавых петель от снарядных ящиков.

Вскоре и мы вернулись на вал земли вдоль рва и шли дальше всей компанией, обследуя некоторые подозрительные ямы вдоль нашего продвижения. Ров закончился  на пересечении с лесной дорогой и дальше мы уже шли по этой лесной, очень влажной дороге. По ней, по словам проводника, мы должны были выйти к машинам. Конечно же вышли! Нет, все посещенные нами места являются частью туристического маршрута! Сто пудово!

Весь обратный путСпаситель.ь до лагеря я болтался на веревке у Тойоты, так как на заденем приводе двигаться было бы не возможно. Казалось, что моя машина вообще не является обузой иномарке - по всем засадам я был протащен легко и не принужденно. А помощи от моих задних колес особой и не было.

 

То ли в этот вечер, то ли на следующий день, и не помню уже точно, мы отправились на раскопки, только теперь мКому компрессор?ы пошли пешком, так как район поиска был совсем рядом - нужно было лишь перейти ручей, не далеко от лагеря. Проводники говорили, что мол там на другом берегу можно копать где хочешь - везде полно всяких находок. На деле же мы с Андрюхой ничего не находили и скоро совсем потеряли надежду что-то найти. Пройдя немного вглубь леса, свернули левее и заложив небольшую дугу, снова вышли на берег ручья, только теперь мы находились на довольно высоком, но пологом берегу. Сразу же увидели стрелковую ячейку и следы чьей-то поисковой работы - тут и там земля была перекопана. Минак сразу показал, что в земле имеется металл и мы приступили к поискам. В одном месте мы нашли просто россыпь стреляных мосинских гильз - их было просто огромное количество. Не понятно, почему мы из нашли не в окопчике - там, как ни странно, не было вообще ничего. Совсем рядом от гильзача, прямо на поверхности валялся противогаз, а земля была перекопана - казалось, что что-то присыпали сверху дерном. Первый же удар лопатой и я вижу кость. Лезвие лопаты просто срезало ее - она была очень старая. Наши предположения оправдались - здесь лежит человек!

К этому моменту подошел весь народ, включая и проводника. Кто-то остался на этой поляне, а кто-то поЭхо войны.шел дальше в лес за проводником. За оставшийся вечер мы подняли из земли кости двух красноармейцев. Кроме останков, мы нашли лишь некоторые вещи этих людей - расчески, стеклянные баночки с какой-то медицинской жидкостью (запах сохранился), очки в тонкой латунной оправе, советскую монету 1938 года, достоинством 20 копеек, несколько гранат, патроны и множество гильз. Никакого оружия, амуниции или ценностей найдено не было - все таки их уже откапывали.

В нескольких метрах от раскопа, мы нашли несколько гильз от немецкого Шмайсера - местные говорят, что за деревню на том берегу бились несколько месяцев, и она несколько раз переходила из рук в руки. Что же творилось на этой земле в то время?

Вторая группа, которая отправилась дальше в лес, тоже нашла останки человека, но рядом с воронкой лежали только задние конечности. Нет черепа - нет человека, значит и могилы нет! Вообще же по рассказам местных в этих краях еще полно не захороненных бойцов и у поисковых отрядов еще очень много работы.

Решив перезахоронить воинов на следующий день, мы отправляемся в лагерь. Вечер за столом у костра был просто замечательный - истории из жизни, шутки-прибаутки -  все как полагается, в общем.

Последний день этой поездки. До полудня еще раз идем на другой берег реки, только теперь идем направо, вдоль берега. Идем по высоткам вдоль берега, прощупывая землю минаком. Кое где попадаются ямы не понятного происхождения, но после обследования одной из них, становится ясно, что это стрелковые ячейки - найдены гильзы и какое-то железо. Через некоторое время натыкаемся на еще одну яму, точнее на выемку в крутом берегу. Продираемся сквозь густые ветки и сразу же минак дал знать, что металла здесь просто немерено. Начинаем копать. На этой точке мы провели часа три. На поверхность было извлечено много всякого хлама - алюминиевые пластины с ровными рядами заклепок (немецкое, сто процентов - слишком ровно проклепано, говорит Дима; он знает, сам оттуда), качалки от элементов управления летательного аппарата, провода, гильзы, подсумок под патроны и т.д. Все это было замешано на битых кирпичах! Для нас так и осталось загадкой, что же это за место и что произошло здесь много лет назад. Может быть это еще одно место падения самолета? Но кирпичи! Хотя может самолет перевозил булыжнички (шутка). Одно ясно - со времен войны здесь не копали. Это подтвердил и наш проводник.

Перед возвращением мы зашли на вчерашний раскоп и собрали все найденные кости. У лагеря устроили какую-никакую могилу и вскоре еще два потерянных солдата обрекли покой. Хорошее дело сделали. Считаю, что это главный результат этой поездки.

По пути в Москву развалившийся ШРУС вел себя на удивление тихо, хотя перед самым отъездом из него выпали последние шары. На малой скорости от колеса слышался очень пугающий звук, но на скорости 80-90 км/ч все шумы пропадали и передвижение казалось вполне обычным.

 

 

 

E-mail: NivaVoevod@mail.ru