Домой
Походы
ПокатушкиФотографииЖелезо


ПОКА НАС ДВОЕ, ТРЕТИЙ В ЛОДКЕ. Начало. (июль 2001г)

Теперь пришло время рассказать о нашем первом "выезде на природу". У меня всегда лежала душа ко всяким походам, путешествиям и т.д. И вот с одним моим другом, Серегой Панариным, мы затеяли выбраться в наше первое автомобильное путешествие. Я тогда и не думал, что нам придется применять возможности полного привода моей машины. Цель поездки была в другом. Мы, романтики в душе, отправились в поездку по местам, так сказать, боевой славы Великой Отечественной Войны. Надеялись мы найти что-нибудь интересное, какую-нибудь вещь той эпохи - Серега, по-моему, бредил найти, что-нибудь колющще-стреляющее, а я хотел просто побывать в тех местах, полазить по окопам и т.д. Также мы хотели полазить по старым, заброшенным деревням, церквям. Все это учитывалось при прокладке маршрута. Этот маршрут целиком разрабатывал я, хотя в действительности получилось не все так как я планировал. О местах, которые мы хотели посетить, я вычитывал в книгах о войне, которые читал в то время и читаю до сих пор. Искал различные географические названия, потом изучал топографические карты и планировал (весьма условно) маршрут.
Перед тем как начать рассказ о поездке надо сказать о том, как мы были экипированы для этой поездки. Да ни как мы небыли экипированы! Машина по прежнему являлась подобием джипа - отсутствовал привод на передний мост (позор!), колеса неподходящего размера, передние, обутые в лысую резину Бриджстоун (круто!), и задние, с новой всесезонной резиной Таганка (205/14), но… бескамерные!!!. Кроме того, малый дорожный просвет. Он вообще на стандартных машинах явно недостаточен для таких путешествий, а на моей машине пружины явно потеряли жесткость.
Это, что касается машины. Из джиперских прибомбасов у нас тоже ничего не было. Лебедку заменял полиспаст - система блоков с пропущенной в них веревкой, которая в несколько раз увеличивает усилие (в нашем случае в шесть раз). Джиперский специальный домкрат Хай-джек (в то время о существовании такого я и не слышал) у нас заменялся штатным гидравлическим камазовским. Лопата, и та у нас была неполноценная - саперная маленькая лопатка, а какие земельные работы с помощью нее нам пришлось проводить! Было также небольшое количество различных веревок, которого нам конечно не хватило в нужный момент.
Вообще-то ехать мы планировали не вдвоем, а втроем. Пригласили Кольку, но он почему-то не показывал особого желания, и в конце концов он в свой отпуск отправился на байдарках в Карелию, и нам с Серегой пришлось все таки отправиться вдвоем.
Итак, утром 18 августа 2001 года, я загрузил шмотки в машину и отправился за Серегой на другой конец Москвы. Потом мы выбрались на МКАД и поехали в сторону Можайского шоссе. По можайскому шоссе доехали до ответвления непосредственно на город и вскоре, наконец, добрались и до самого Можайска. Проехали его без остановок с востока на запад. Город похож на другие – все те же многоэтажки, лишь в западной его части застройка осталась старая – большие и маленькие, в основном деревянные дома и действующие церкви. На холмистой местности под ярким солнцем все это выглядело очень красиво, но мы продолжали наш путь. Вскоре добрались и до великого места – Бородино. Осмотрели памятники, полазали по старым дотам, кое что сфотографировали. Потом вернулись чуть-чуть назад и свернули вправо, прямо на Бородинское поле. Отъехав от дороги метров 50 сразу сели в большой луже, но после того, как Серега подтолкнул машину выехали назад, а потом я более аккуратно объехал эту лужу. Взобрались на холм на пониженной передаче очень лихо. Здесь Серега сел за руль и попробовал рулить – для первого раза не плохо. Потом я занял водительское место. Попрыгав по полю минут тридцать выехали на асфальт не далеко от музея.
От Бородино мы двинулись по дороге на Уваровку, где не останавливаясь повернули налево и выехали на пересечение с трассой Е30 (М1). Решили остановиться на обочине и решить куда ехать дальше. Можно было свернуть на трассу и ехать в сторону Вязьмы, но мы уже проехали прилично по дорогам общего пользования и, кроме того, если верить карте совсем недалеко были братские могилы и захоронения, а следовательно следы войны. В общем, мы решили задержаться и проехали перекресток в прямолинейном направлении и взяли направление на деревню Никольское.
По пути нам встретилась старая разрушенная церковь в деревне Мокрое. Церковь была в ужасном состоянии. Заросли травы и даже березы, которые пробивались прямо из кирпичной кладки, обрушившиеся потолки, покосившиеся опорные колонны и т.д. Однако колокольня была целая и даже штукатурка покрывала почти всю ее поверхность, также на окнах сохранились старинные кованые решетки. Но несмотря на всю эту разруху эта церковь поражала своей величественностью - ведь по размерам она напоминала нам скорее храм. Мое впечатление усилилось еще больше когда мы встретили неподалеку местного жителя. Эта была бабка, которая рассказала нам, что еще застала времена когда церковь была в рабочем состоянии и в ней проводились службы. А эта женщина венчалась в ней где-то в 30-х годах. Потом началась война, пришли немцы. Все это она рассказывала так впечатлительно и с деталями, что мне казалось, что события о которых она говорила происходили не 60 лет назад, а случились когда-то совсемм недавно. Названия церкви бабка забыла, зато нам сказал его парнишка, который катался рядом на велосипеде. Церковь называлась Никольская. Мы спросили у бабки нет ли где поблизости каких-нибудь вещественных упоминаний о войне. На наше удивление она сказала, что в округе полно деревень, которые либо были сожжены немцами и не восстанавливались, либо они были заброшены после войны. На карте же о таких деревнях не было и упоминания.
Мы двинулись дальше. Километрах в 15-ти от трассы мы остановились у обелиска, который был установлен прямо у дороги и по всей вероятности установлен он был совсем недавно. Дальше мы повернули направо и съехали на грунтовую дорогу. Проехав приблизительно с километр слева от дороги опять увидели памятник, возвышавшийся на небольшом кургане, подойдя ближе мы поняли, что он гораздо старше обелиска, увиденного раньше. Выйдя из машины, отправились посмотреть поближе. Вокруг памятной плиты лежали ржавые осколки, гильзы, а также пробитые каски советских воинов. А невдалеке, прямо в открытом поле мы увидели окопы, которые показались мне совсем свежими. Их совсем недавно кто-то явно копал и посмотрев вокруг мы увидели тех, кто копал – это была компания из нескольких мужиков. Мы смотрели на них, а они на нас. Кто были эти люди мы так и не узнали, толи черные копатели, толи какие-то историки-поисковики. Номера, кстати, на их двух машинах были московские. В общем, мы вернулись в машину, сели и поехали дальше. Через несколько сот метров мы обогнали какого-то мужика. Выйдя из машины поинтересовались у него, не знает ли он что-нибудь о местных вестниках минувшей войны. Показав на впереди лежавший лес он сказал, что именно там погиб, если не ошибаюсь, дивизионный командир Полосухин. Также мы узнали, что в этих местах были серьезные бои в 1941 году, и практически каждый год, особенно по весне – когда сходит снег, обнаруживаются все новые останки воинов, которые местные мужики ходят хоронить. Вернувшись в машину, мы тронулись дальше и где-то через километр снова остановились, когда дорога нырнула в лес. Здесь мы снова увидели небольшой обелиск и осмотрели его – у него опять лежали ржавые свидетели прошедшей войны. Решили немного углубиться в лес – может быть что-нибудь найдем. Ничего интересного не найдя повернули назад. Но этот лес был все же интересен – старый, сырой ельник. Углубившись в него всего-то на 10-15 метров мы уже не видели ни машины, ни даже светлого пятна поля среди деревьев, вся земля была изрыта какими-то толи канавами, толи окопами. Солнце светило очень ярко, но здесь было действительно мрачно. Кстати, поле, которое мы миновали и этот лес местные называют Долиной Смерти. Название действительно очень подходит.
Продолжая ехать по этой лесной дороге мы планировали, если верить карте, попасть в деревню Некрасово. Однако через некоторое время наткнулись на развилку – хорошая щебенка уходила направо, а прямо шла плохая полевая дорога. Обратившись к карте можно увидеть, что дорога на Некрасово имеет, в общем-то относительно прямолинейную траекторию, именно поэтому мы и поехали вперед.
Кстати, район в котором мы тогда находились лежит на границе московской и смоленской областей, поэтому его можно увидеть как на карте московской, так и на карте смоленской областей, но тогда мы на это не обратили внимания. А зря, ведь пользовались мы лишь картой смоленской области, а как я потом заметил информация на этих картах о нашем районе была разная. Карты, кстати, напечатаны на одном предприятии. Так вот, если бы мы тогда обратили на это наше внимание, то вопросов о нашем местоположении у нас возникало бы меньше.
Итак, отсюда, от дороги на Некрасово и началась джиперская часть нашего путешествия. Сначала дорога была твердой грунтовкой с небольшими ямами. Позже ямы стали углубляться, дорога становились все более влажной. Потом обозначилась и колея. Пока было возможно держал колеса одной стороны машины в колее – в общем-то, не правильная тактика, но опыта не было. Дальше колея углубилась и кое-где уже можно было серьезно засесть. Серега вышел из машины и отправился на разведку, идя впереди машины в нескольких метрах. Лужи он промерял не шестом, а ногами, обутыми в мощные непромокаемые ботинки. Я, кстати, был обут в китайские кеды – неподходящая обувь для подобных путешествий, ноги я замочил сразу же, как только ступил на землю.
Скоро началось настоящее бездорожье, а поскольку машина у нас была только с приводом на заднюю ось, то преодолевать эти лужи приходилось с разгона. Вообще такой способ преодоления бездорожья для ниваводов зачастую является единственным преодолеть засаду.
Итак, несколько довольно больших ям, залитых водой, я преодолел сравнительно легко и это предало уверенности и наглости. За это я и был наказан через некоторое время. Дорога вошла в лес и на одном участке расширилась до 7-10 метров: посередине была проложена колея, используемая по всей вероятности, да и то очень давно, только гусеничной техникой, а вокруг нее, справа и слева, наблюдались объездные пути. Неправильно выбрав траекторию я в какой-то момент упустил колеса в колею – машина стала буксовать. Достали полиспаст, на зацепиться было не за что – деревьев было полно, но не хватало длины веревок. Сидели мы однако не сильно и в итоге, после того как Серега уперся в капот, машина вышла на более-менее сухое место. Но впереди было приблизительно две трети длины этой “лужи”. Я взял левее, но проехав несколько метров снова посадил машину, на этот раз уже серьезнее. Тут стали подкладывать под колеса различные ветки и деревяшки. И вдруг мы услышали какой-то свист, оказалось начало спускать переднее правое колесо. Я понял, что действовать надо быстро. Подставить домкрат под просевшую в грязи машину было не просто, а при спущенном колесе было вообще невозможно. Но мы успели вовремя - колесо поменяли.
Потом стали думать куда ехать. Судя по карте мы должны были ехать строго на север, а компас показывал, что едем мы как раз наоборот – строго на юг. Это меня очень настораживало – неизвестно, что за препятствия ждали нас впереди. Однако Серега говорил, что надо ехать только вперед! Он похоже вообще не признает отступления. Я согласился.
Итак, мы все же выехали на сухое место. Я решил пройти некоторое расстояние пешком. Небольшая разведка показала, что дорога выходит на поле – место, прогреваемое солнцем, поэтому дальше дорога была сухая и на вид проходимая. Мы поехали дальше. Вдоль дороги, слева и справа от нее, тянулись водоотводные канавы, сухие, но глубиной не по одному метру – препятствие явно не преодолимое не только для моей Нивы, но и для любого транспортного средства. Я вел машину и надеялся, что не придется возвращаться, ибо развернуться здесь было не возможно, а двигаться задним ходом весьма проблематично. Но все же вскоре мы уперлись в новую грязевую лужу. Проехать по колее было невозможно – слишком глубоко и грязно. Оставалось только объезжать, причем это можно было сделать только слева. Только здесь было достаточно места. Однако именно слева была самая глубокая и обрывистая канава. С трудом я вывел машину на обочину. Серега правил мое продвижение, стоя перед препятствием. Продвигался я очень осторожно и медленно. Из двух зол приходилось выбирать меньшее, поэтому я все же держался подальше от канавы – вытащить оттуда машину можно было только с помощью крана, которого у нас не было. Однако, я слишком перестраховался и уже перед самым выездом машина съехала в левую колею правыми колесами. Машина, казалось, села окончательно. Я начал нервничать – на первый взгляд вытащить ее было невозможно. Мы думали, что делать. Можно было идти за помощью в ближайшую деревню, но мы не знали где мы находимся. Оставалось рассчитывать только на себя. Первая трудность, вставшая перед нами - это колея в которой мы сидели - она была заполнена водой, которая доходила до правого порога. Я предложил спустить воду в боковую канаву, прокопав отводной канал. Этим мы и занялись, но работа предстояла не из легких: грунт был как камень, а кроме маленькой саперной лопатки у нас ничего не было. Копали по очереди, и где-то часа через полтора наконец-то, казалось, закончили. Снесли импровизированную плотину и вода пошла. Поначалу она шла очень живо, но вскоре напор ослаб, приходилось работать лопатой как веслом. В общем, несколько тонн воды мы спустили где-то за час. Но на дне колеи осталась вязкая жижа. Вывешивали домкратом правый бок машины, хотели подложить что-нибудь под колеса, на домкрат предательски уходил в жижу. Попробовали тогда подцепить полиспаст, но единственное место для крепления троса – это деревце на обочине диаметром в руку. Кое как зацепили, набросали веток на дно колеи. В итоге удалось сдвинуть машину назад приблизительно на метр. Не много, зато освободился передний мост, на котором машина ”сидела”. Полиспаст пришлось убрать, так как вся свободная длина троса была выбрана. Мы решили застелить все дно колеи ветками и выезжать задом, а потом снова пробовать проехать в стороне от колеи. Так мы и сделали и машина при помощи Сереги, что называется пошла. Этот способ улучшения сцепления колес с грунтом (особенно в грязевой жиже) оказался очень действенным и при отсутствии специальных траков или досок  может выручить. После того, как выехали назад настроение улучшилось, решили все это сфотографировать. Однако долго радоваться не пришлось. Во время следующей попытки объехать препятствие получилась тоже самое – я опять не удержал машину, снова она скатилась в колею. Однако на этот раз не так серьезно. Опять пришлось пятиться назад. С третьего раза я все же провел машину по самой кромке и она очутилась на суше.
Во время этого откапывания в какой-то момент мы опять услышали подозрительный свист. На этот раз затравило правое заднее колесо. Поскольку задние колеса были бескамерные(!) я сделал вывод, что шина отошла от обода и через этот-то зазор и травит воздух. В последствии выяснилось, что это не так. Но об этом позже.
Наконец, мы собрали весь инструмент (потом окажется, что не весь – забыли пассатижи) и решили разведать дорогу, хотя бы на некоторое расстояние. Путь назад хотя и казался невозможным, но все же очень хотелось знать, что нас ждет впереди. Пройдя метров 700 мы обрадовались не обнаружив ничего страшного. Мы даже встретили мост через небольшую речку, построенный из железобетонных колец и плит. Кстати, обнаружив эту речушку (неплохой ориентир), я снова взял карту в руки. Из карты следовало, что если мы ехали правильно, то на нашем пути действительно должна быть река. Но судя по пройденному расстоянию встретить ее мы должны были уже давно. Вспомнив, что едем мы не на север, а на юг я предположил, что мы незаметно для нас самих развернулись все таки на 180 градусов. Сопоставив с картой мои размышления я понял, что скорее всего мы встретили приток небольшой речушки под названием Малая Воря. В последствии выяснилось, что я предполагал правильно, но тогда я еще сомневался в этом.
Итак, мы вернулись к машине. Я снова сел за руль, а Серега взобрался на капот и оттуда наблюдал за дорогой, подавая мне оттуда сигналы рукой. Кстати, такой способ передвижения в условиях плохой дороги и неполного обзора с водительского места неплохо себя зарекомендовал и используется нами и сейчас. Необходимо только соблюдать осторожность при разгоне и торможении и не преодолевать разумных скоростных пределов. Так же существует вероятность продавливания капота.
Но железобетонном мосту я остановил машину, что бы осмотреть колеса. Заднее травившее колесо почти спустилось и обод практически жевал резину. Запаски у нас уже не было, поэтому необходимо было срочно ехать на шиномонтаж.
По этой полевой дороги мы проехали приблизительно километра два без приключений. Единственное, что привлекло наше внимание – это небольшие ямки на дороге. Их явно выкопали специально, размером они были где-то 20x20 см и находились на расстоянии метра друг от друга, располагаясь то в левой, то в правой колее. Для нас они оказались полной загадкой и вскоре мы перестали обращать на них внимания, хотя в последствии выяснилось, что они представляли серьезную опасность, но об этом позже.
Итак, в очередной раз взобравшись на холм мы увидели слева от себя, внизу холма какой-то водоем довольно больших размеров. Я подумал, что уж он-то без труда отыщется на карте. А с помощью бинокля мы, наконец, увидели то, что хотели увидеть уже давно – мы увидели людей - это были рыбаки, которые сидели по берегам. Следовательно, где-то рядом цивилизация. Еще раз внимательно осмотрев местность, на противоположном берегу водоема мы вообще обнаружили автомобиль. Это была старенькая Волга. Ну уж если сюда заехала Волга, то уж мы и подавно проедем.
Мы отправились дальше, спускаясь по склону холма к водоему. У самого водоема мы увидели нагромождение железобетонных плит и арматуры. Осмотрев этот индустриальный пейзаж мы поняли, что это была наполовину разрушенная плотина. Однако она по прежнему выполняла свои функции. Справа от нас к ней подходила какая-то река, а слева плотина образовывала небольшое водохранилище. Я снова взял карту в руки и вскоре обнаружил это сооружение на карте. Как я и предполагал, двигались мы на юг в обратном направлении, а речка, которую мы пересекали недавно действительно оказалась притоком Малой Вори, которая здесь и подходила к плотине.
Определившись с нашим местоположением, решаем немного передохнуть. Спустились к воде. Немного привели себя в порядок, кое как отмыв грязь. Вода была почему-то холодная, несмотря на очень теплую погоду и прозрачная как стекло. Лесть в такую воду что-то как-то перехотелось, поэтому ограничились умыванием.
Освежившись, вернулись к машине. Еще раз посмотрев на колесо я заметил, что оно вроде больше не спускает. Это радовало, но все же необходимо было как можно быстрее ехать на сервис. Мы сели и отправились дальше. Миновали плотину и стали огибать запруду против часовой стрелки снова взбираясь на очередной холм. Вскоре увидели ту самую Волгу. Если верить нашей двухкилометровке (никогда не делайте этого), то двигаться нам предстояло по проселочной грунтовке. На деле эта грунтовка снова оказалась глубокой колеей, правда уже сухой и при определенной осторожности можно было проехать ее без приключений. К тому же как-то же сюда заехала та Волга. Не спеша стали продвигаться вперед и где-то через километр наша дорога влилась в другую, покрытую железобетонными плитами. Плиты от времени конечно расползлись, а где-то даже торчала арматура. Двигаться приходилось очень осторожно. Колесо вновь стало спускать, попав на твердое покрытие и в некоторых местах казалось, что шина уже соскочила с обода окончательно.
Я просто завидую мастерству водителя той Волги. Но все же мы выехали к деревне под названием Мира. Въехав на главную деревенскую улицу мы остановились у первого же дома. Пошли во двор. Это была настоящая деревенская ферма – большой дом, сараи, тракторы, куры и т. д. Бегавшие тут же дети куда-то сразу пропали, как будто во двор вошел немецкий офицер с взводом автоматчиков. Навстречу вышла хозяйка, которой мы принялись объяснять ситуацию. Нам нужно было узнать, где можно починить колесо. Женщина смотрела на нас весьма удивленно и подозрительно. Я ее понимаю. А как еще можно смотреть на двух придурков с ног до головы покрытых грязью? К тому же после того как мы описали ей наш маршрут она, похоже, стала сомневаться еще больше, так как говорила, что по той дороге можно было проехать только на лошади. В конце концов она все же разрешила нам загнать машину во двор и подождать приезда хозяина, который отвозил кого-то на станцию. Вскоре появилась Газель, из которой вышел мужик с красной мордой. Он явно не был настроен с нами общаться, но все же согласился помочь. Тут наконец нам раскрылась тайна тех небольших ямок, которые мы встречали несколько часов назад на той дороге. Узнав, что у нас спустило два колеса по одному борту он вдруг широко улыбнулся и сказал, что это местный лесник на той дороге устанавливает специальные небольшие ежи из гвоздей против машин браконьеров. Я, увидев неподдельную радость на его лице, стал думать, что этот мужик и есть тот лесник.
Дядька предложил подогнать машину поближе к сараю. Пока мы это делали он скрылся внутри сарая из которого вскоре послышалось тарахтенье мотора. Вскоре мужик появился со шлангом в руке. Оказалось, что у него там был компрессор (эта действительно была удача). Мы подкачали правое переднее, тоже подспустившее колесо и заднее правое из которого после подкачки опять послышалось шипение травившего воздуха. Узнав, где есть ближайший автосервис, мы поблагодарили хозяев и поехали по указанному адресу. Обернувшись, я все видел широко улыбающееся лицо мужика. Будь ты проклят, старый партизан!
Из Миры возвращались по хорошей дороге снова на трассу Е30 (М1), проезжая те места, которые мы уже видели утром. Машина шла хорошо. Так что преодалевание бездорожья похоже никак не отразилось на поведении автомобиля, или просто этого не было заметно. Через 20 км мы добрались до перекрестка с нужной нам трассой и отправились в автосервис. Нам взялись починить колесо. Выяснилось, что оно действительно было проколото. Сначала поставили немецкий жгут, но после накачки колесо все равно значительно травило, поэтому пришлось разбортировать покрышку и ставить полноценную заплатку, опять таки немецкую. После сборки и накачки колесо продолжало травить, но очень незначительно. Все это нам обошлось в 50 рублей (в Москве дороже раза в два) и полчаса потерянного времени. После установки колеса обратно, стали планировать маршрут. Сразу решили ехать дальше, так как поломок никаких не было, а погода была замечательная. Солнце уже клонилось к закату, поэтому необходимо было подумать о ночлеге. Приняли решение ехать пока по трассе дальше в сторону Вязьмы.
Дорога к вечеру была почти свободная, если не считать дальнобойщиков. Уже почти стемнело, а мы все никак не могли выбрать место для ночевки. Вообще для нас всегда выбор такого места было очень проблематичным занятием – то это было не так, то это. Вообще если выбирать не из чего, то мы сворачиваем на первую же попавшуюся дорогу, иначе искать можно очень долго, а устраивать ночлег в темноте занятие не из легких. Единственное, чего придерживаемся, так это требований собственной безопасности. Лагерь разбиваем подальше от населенных пунктов и стараемся, что бы огонь от костра был прикрыт от деревни каким-нибудь препятствием, может даже машиной. А вообще, если нас и не устраивает место, то с утра оно все равно начинает нам нравиться, особенно если утром  замечательная погода.
Итак, проехав приблизительно 40 км мы свернули к деревне Колокольня. В ней мы при помощи добрых людей пополнили запасы воды и отправились дальше. Во время движения заприметили большую старую церковь, но времени на ее обследование не было, решили это оставить на следующий день. Выехав из деревни с другой ее стороны дальше двигались по проселочной дороге, с которой вскоре свернули на более плохую сухую глубокую колею. Аккуратно проехали по ней с километр, но когда она вошла в лес двигаться по ней стало очень трудно, особенно в наступавшей темноте. Поэтому мы свернули направо и поехали прямо по полю вдоль кромки леса, остановившись метров через 200. Здесь мы и стали устраивать нашу ночевку. Установили палатку, а вот с костром были небольшие трудности, так как лес был осиновым и сырым, но все же огонь мы развели. Побродили немного по лесу, но никаких признаков минувших боевых действий мы не нашли.
Проснулись с утра довольно рано, вскипятили чай и стали собираться в дорогу. Сначала решили вернуться в деревню и осмотреть увиденную вчера церковь. Поехали по той же дороге, что и приехали сюда. Какого же было наше удивление, когда проехав всего несколько сот метров мы обнаружили справа от дороги большой памятник. Подойдя поближе увидели довольно старый и местами разрушенный обелиск. Поставлен он был, по моему, какой-то дивизии которая вела здесь бои. Значит, война все таки прошла по этим местам, но ее настоящих следов мы так и не увидели.
Вскоре доехали и до деревни. К нашему удивлению в ней мы не встретили ни одного человека, наверно все еще спали. А может быть боялись возвращения немецко-фашистских захватчиков, которых наша доблестная армия все быстрее и быстрее гонит на запад! Шутка.
Сразу отправились искать дорогу к церкви. Она оказалась в  неплохо сохранившемся состоянии. Конечно полезли ее исследовать. Очень хотелось забраться на сохранившуюся колокольню, но как всегда внутренние деревянные лестницы не сохранились. А оттуда получились бы очень хорошие фотографии, так как церковь вместе с деревней находилась на высокой возвышенности. После того как Серега сделал несколько, оказавшихся очень удачными, снимков стали выбираться на трассу.
Изучив карту, обнаружили, что на нашем пути недалеко от дороги будет заброшенная деревня и церковь. Проехав приблизительно 18-20 км справа от дороги мы должны были увидеть съезд на проселок. Но этот съезд оказалось очень трудно заметить, поэтому когда стало казаться, что мы его проехали нам пришлось возвращаться и только со второго раза, двигаясь с умеренной скоростью, мы его увидели. До искомой деревни Величево нам предстояло проехать где-то метров 800. Вскоре мы увидели какую-то деревню, но при ближайшем рассмотрении в бинокль мы обнаружили вполне обжитые дома. Мы стали сомневаться, деревня то должна быть нежилой. Стали продвигаться дальше и вскоре встретили местного жителя – деда, который собирал какие-то травы в поле. Он с удовольствием пояснил, что это и есть деревня Величево. Почему на карте она обозначена как нежилая остается загадкой. От этого деда мы узнали очень много интересного и об этой деревне, и о церкви, и о многом другом. В частности, он рассказал, что до войны неподалеку, на высоком холме располагалась старая дворянская усадьба, а на соседнем холме была деревня, она сохранилась до наших дней. Это и есть деревня Величево. Два холма разделяла довольно глубокая низина, с протекающей в ней речкой. Сейчас эта речка совсем обмелела и стала больше походить на ручей, а вот раньше, по словам деда, была полноводной и стремительной. Мы так же узнали, что усадьбу сожгли немцы и сейчас от нее не осталось и следа. Интересным было и то, что на территории усадьбы якобы имелись старые курганы в несколько метров высотой о которых ни кто ничего толком не знал, кроме того, что их возраст исчислялся столетиями. Дед указал рукой где она стояла и мы увидели, что лес там отличался – это были старые липовые аллеи, которые уже почти заросли березами и елками. А вот насчет следов войны дед ничего толком не знал, хотя сказал, что всю жизнь прожил в этой деревне. Единственное свидетельство о минувшей войне, о котором мы узнали, заключалось в отверстиях в стенах церкви от прямых попаданий артиллерийских снарядов. Еще одна интересная деталь: дед сказал, что несколько лет назад к ним в деревню приезжала делегация каких-то священников толи из Болгарии, толи еще откуда. Так вот, эти священники сказали, что местная церковь является очень необычной – в Европе таких всего три или четыре, и к 2012 году планируется выделение средств на ее восстановление. Мы так и не поняли, кто будет выделять эти средства, к тому же к 2012 году от этого памятника истории, по моему, мало что останется.
Распрощавшись с любезным дедом мы отправились искать следы усадьбы. Подъехав поближе к старым липам мы оставили машину и отправились на поиски. После часа блужданий по лесу мы поняли, что дед не обманул – от усадьбы ровным счетом ничего не осталось, кроме ровных рядов лип, да водоотводных канав, которые спускались в сторону реки. Нашли мы и два кургана. Высотой они были метра по 3-4, и располагались на расстоянии приблизительно 30 метров друг от друга. Происхождение их было явно искусственное. В нескольких метрах, ближе к основанию, они были разрыты на глубину примерно 1-го метра, но по нашему, тот кто копал, здесь явно ничего не нашел. В общем для нас эти сооружения остались полной загадкой.
После безуспешных поисков мы вернулись в машину и тронулись искать путь через речку к церкви и деревне. Пришлось вернуться метров на 300, потом спуститься по довольно крутой проселочной дороге к мосту. Этот мост казался очень ненадежным сооружением: он был сделан из старых бревен и досок и без поручней, кроме того он был шире колеи нашей машины сантиметров на 20, поэтому ехать приходилось очень осторожно. Въехав в деревню мы опять не увидели ни одного местного жителя. Сразу тронулись к церкви. Она, как и сказал дед, оказалась не похожей на другие: к парадному входу нужно было подняться по массивным ступеням, необычны были и огромные колонны при входе. Сохранилась эта церковь относительно не плохо, однако она уже основательно заросла деревьями и кустами. Даже на крыше было большое количество молодых березок. За церковью, как обычно, располагалось старое кладбище, тоже заросшее бурной зеленью. Интересно, что с фронтальной стороны церкви трава была скошена, а кусты выкорчеваны. Может быть кто-нибудь из местных верующих все-таки надеется на таинственных посетителей и пытается поддерживать церковь в удовлетворительном состоянии.
После фотографирования церкви мы стали выбираться на трассу, снова испытав старый мост на прочность, а наши нервы на выносливость.
Выехав на “твердую землю” приняли решение двигаться в сторону Вязьмы. До этого города оставалось проехать каких-то 40 км. На этот момент наш вездеход все еще выглядел так, как он выглядел после того как выбрался из вчерашней грязи, а соваться в город в таком виде что-то не хотелось. И дело было не в нас, наоборот, приятно когда люди обращают на твою машину внимание, просто не известно было как родная милиция отнесется к внешнему виду нашей машины. Кстати, во время нашего путешествия последнего ДПСника мы встретили на выезде из Москвы, а следующего только на обратном пути, в Юхнове. Итак, мы спустились к какой-то речке, отмыли автомобиль и тронулись дальше. До Вязьмы доехали без приключений. В городе задерживаться не стали, решили только заехать на местный рынок, что бы пополнить запасы продуктов. Цены на товары местного производства были на порядок ниже московских, хлеб, например, стоил в два раза дешевле. Овощи, выращенные местными бабками на своих огородах, тоже были дешевле московских. Маршрутное такси (те же Газели) стоило 3 рубля, против московских 6. На все товары, которые завозятся из других регионов, цены такие же, как и в Москве.
Поразила кока-кола и фанта, которые продавались просто по смешным ценам. Прочитав наклейки на бутылках поняли, что делались эти напитки на  фирменном заводе(!), который располагался где-то за городом. Странно, в самой глубинке России функционирует иностранное предприятие! Жители Вязьмы финансируют американскую экономику!(Во загнул!)
Дальше наш путь лежал в сторону населенного пункта Знаменка, до которого было 44 км. Проехали мы его всего с одной остановкой в деревне Лосьмино. Проезжая мимо нее, увидели слева от дороги старую церковь, которая не чем особенным от других не отличалась. Пожалуй она была даже в худшем состоянии. Зато это была единственная церковь, из тех что мы видели, у которой сохранился кованый крест на единственном куполе. Сфотографировав ее мы отправились дальше.
Подъезжая к Знаменке стали заметны изменения в природе. Лес становился все более хвойным. Было очень тепло, солнце светило ярко, поэтому климат казался каким-то южным. Благодать!
Возле Знаменки свернули на право и выехали на дорогу к Угре. Проехав по этой дороге приблизительно 5 км остановились. На географической карте в этом районе, недалеко от дороги было обозначено кладбище. Рядом с ним не было ни каких деревень, поэтому мы решили, что это военное захоронение. Может быть здесь нам удастся найти какие-нибудь следы минувшей войны. Итак нам предстояло свернуть на лесную дорогу слева от основной. По ней нам предстояло продвинуться всего метров на 800. Дорогу мы нашли быстро, потому что въезд в лес был довольно заметен. Вообще казалось, что этой дорогой активно пользуются, поэтому ехать по ней было одно удовольствие. Проехав, по моему, больше чем 800 м мы ни чего интересного не нашли. А вскоре дорога уперлась в огромное поваленное дерево. Дальше проехать было не возможно, да к тому же было заметно, что за деревом дорога превращалась в непроезжую колею. Скорее всего эта дорога (до препятствия) используется грибниками или охотниками. В общем, нам пришлось развернуться и ехать обратно. Выехав на дорогу, поехали по намеченному маршруту. До Угры добрались без приключений и пополнив запасы воды отправились в следующий по нашему маршруту населенный пункт Всходы. От него нам предстояло добраться до деревни Холмы. До нее нужно было проехать примерно 20 км по дороге, которая на карте была обозначена как дорога без покрытия, однако на деле нам пришлось ехать по нормальному асфальту. На полпути, если опять таки верить карте, была заброшенная деревня и кладбище, которых мы так и не нашли. В Холмах спросили у местных мужиков как лучше проехать до нужной нам дороги. Они сразу догадались о цели нашего путешествия и стали хитро улыбаться, но все же дорогу нам указали. Искали мы ее долго, гоняя вокруг деревни на бешеной скорости, так как собирался дождь, а нам не хотелось оставаться в деревне. Дорога представляла плотный песок с небольшими ямами, которые для Нивы не казались не преодолимыми. Здесь произошла одна неприятность, которая лишний раз доказала, что не следует передвигаться на большой скорости по неизвестной дороге. Выскочив из очередного поворота мы увидели, что прямо посередине дороги лежит, утопленный в песок, огромный камень. Основная его часть была в песке, а на поверхности он выделялся, как маленький, но высокий холмик. Объезжать его на такой скорости было не возможно, пришлось тормозить, вцепившись в руль и надеясь, что пронесет. Не пронесло! Сильный удар пришелся по правой половине поперечной балки переднего моста. Осмотрев место удара я ни чего серьезного не увидел, кроме небольшой вмятенки. Мост, слава богу, не треснул и вроде его не повело – легко отделались. Дальше стали двигаться гораздо аккуратнее.
Погода стала портиться – набежали тучи, все как-то помрачнело, поэтому мы выбрались на какую-то полевую дорогу и стали по ней продвигаться вперед. Дорога была хорошая, что позволяло держать приличную, но разумную скорость. В некоторых местах в нее вливались или отходили другие дороги, которые, конечно же, не были обозначены на нашей карте, поэтому мы стали сомневаться, что вообще доберемся до нужной нам заброшенной деревни Высокое. Проехали мы приблизительно километра два, потом въехали в лес и решили остановиться. Выйдя из машины и пройдя вдоль дороги увидели канавы, тянувшиеся параллельно. Стало ясно, что это старые окопы. Наконец мы нашли то, что искали. Стали более внимательно их осматривать. Они тянулись вдоль дороги, справа и слева от нее. Хотя они и были наполовину обсыпанными и заваленными, но было видно, что в свое время они были полного профиля. Местами они уходили вглубь леса, или наоборот ближе к краю леса - к полю, заканчиваясь, по всей видимости, стрелковыми ячейками. Чьи это были окопы, немецкие или советские, для нас так и осталось загадкой. Пройдя вперед по дороге метров сто, справа от нее, мы обнаружили остатки очень старого кладбища. На нем были могилы и обычных мирных жителей и солдатские. Все захоронения относились, если мне не изменяет память, к периоду 30-40-х годов. В этот момент стал накрапывать небольшой дождик, поэтому мы решили вернуться в машину и что-нибудь перекусить. Дождь вскоре прекратился, снова вышло солнце и мы отправились дальше. Серега снова забрался на капот машины, чтобы осматривать дорогу. И не зря, так как вскоре мы чуть не наехали на большой осколок какого-то снаряда, и если бы Серега во время не остановил бы машину, вполне можно было порвать шину. Через некоторое время дорога вновь вынырнула из леса на поле. Местность здесь была очень холмистая, постоянно приходилось то взбираться на крутые горки, то съезжать с них, а один раз, в какой-то низине, даже пришлось преодолеть русло высохшей речки. На одном из холмов мы снова увидели какие-то канавы, похожие на окопы и опять таки старое кладбище. По всей вероятности здесь когда-то была деревня. Надо сказать, что к этому моменту мы совсем перестали ориентироваться на местности – карта конечно же не соответствовала местности, поэтому мы просто продолжали двигаться вперед по выбранной дороге, не сворачивая на другие, которых наблюдалось нами множество. Не став долго задерживаться поехали дальше, вскоре вновь въехав в лес. Этот лес был сырой, наверное он находился у основания очередного холма, поэтому здесь мы столкнулись с небольшим бездорожьем. Вскоре дорога стала подниматься все выше на холм, к ней стали примыкать другие. На небольшой поляне, на которую мы выехали, решили остановиться и осмотреться. Поляна это была своеобразным перекрестком лесных дорог. Походив вокруг, под одной из берез, обнаружили кучу ржавого железа – здесь были совсем сгнившие ящики для минометных снарядов, осколки, еще какие-то железки. Была и большая неразорвавшаяся авиационная бомба. Ничего этого мы конечно не стали трогать, ограничившись фотоснимком. Зайдя в лес увидели множество окопов, больших проваленных землянок. Стало ясно, что здесь были ожесточенные бои. Хотелось конечно объехать весь этот лес, но, как всегда, у нас заканчивался бензин, а мы не знали где вообще находимся. Поэтому нам пришлось ехать по нашей дороге дальше и вскоре, слева от себя, прямо в лесу увидели огромный монумент. Подошли поближе. На постаменте стояла фигура бойца, высотой метра три, вокруг были установлены мемориальные доски, с названием частей, полков и дивизий и со списками бойцов. Невдалеке были совсем свежие захоронения – поисковики наверное еще работают в этом лесу. Все это было огорожено забором, а также подсвечено самыми обычными железобетонными фонарными столбами. Вокруг этого монумента, прямо в лесу и на полянах можно увидеть одиночные могилы бойцов. После осмотра мы вернулись в машину и продолжили путь. Вскоре дорога вышла из леса и превратилась в обычную грунтовку, по которой мы добрались до деревни Гнездилово. А те места в лесу, в которых мы только что побывали, как я потом вычитал в интернете, называются Гнездиловские высоты. Там действительно были очень ожесточенные бои в 1943 году, и каждый год многие поисковые отряды снаряжают туда свои поисковые экспедиции.
От деревни Гнездилово без приключений добрались до железнодорожной станции и одноименной деревни Павлиново, а потом до дороги Р96 в районе деревни Добрица. На эту дорогу мы выехали уже ближе к вечеру.
Вообще-то, я уже стал подумывать о возвращении домой, да и подходили к концу и деньги и время нашего похода, поэтому мы поехали в сторону Спас-Деменска, до которого добрались быстро и без приключений, встретив только одну встречную машину. Вообще надо сказать, эти места расположены далеко от больших городов, поэтому они казались нам довольно дикими и глухими.
Миновав город и проехав еще 8 км, выехали на трассу А101, которая шла прямо на Москву через Калужскую область. Однако добраться до дома за оставшееся светлое время суток мы бы явно не смогли, так как проехать предстояло приблизительно 400-500 км.
Поэтому мы решили пока ехать, а ближе к вечеру остановиться на ночевку, а с утра продолжить наш путь домой. Ехали ни куда не сворачивая, без приключений, к тому же у нас не было карты Калужской области. Место для ночевки, как всегда, искали долго, и нашли когда уже почти стемнело. С утра выбираясь на трассу я решился исполнить первый свой полет. Произошло это спонтанно. Ехали мы по полю, по пашне, поэтому очень трясло и хотелось как можно скорее выехать на грунтовку, которая проходила совсем рядом. Но проходила она по насыпи, въехать на которую можно было только с разгона. И вот я решился – разгоняюсь, отрыв. Подлетели невысоко, но всеми колесами. После приземления сразу же пытаюсь затормозить, что бы не скатиться в противоположный кювет. Во время полета все в машине подлетело к потолку, включая и нас, не смотря на то, что мы были пристегнуты.  В общем, хотя это и было безрассудно, но впечатления остались сильные.
Выехав на трассу поехали в сторону Москвы, останавливаясь лишь у некоторых памятников. В Юхнове заправились бензином, уже последний раз в нашем путешествии. Ближе к Москве количество машин на дорогах стало увеличиваться, поэтому в город въехали в плотном потоке. Я забросил Серегу домой и через центр добрался и до своего дома.
Итак, закончился наш первый выезд. Все прошло без особых злоключений и аварий. Машина не преподнесла ни каких сюрпризов. Лично я остался очень доволен этим приключением, а с Серегой мы решили, что обязательно еще не раз выберемся на бездорожье.



E-mail: NivaVoevod@mail.ru
Hosted by uCoz