Домой
Походы
ПокатушкиФотографииЖелезо


УКРЕПРАЙОН (Смоленская область, апрель-май 2005г)                

- Где девятка-то?

- Да впереди она.

 

Ну вот и весна пришла, наконец! Как и каждый год, выезд на майские я стал планировать еще заранее, с осени. К сожалению и в этот раз наша поездка состоялась без Кольки. На три месяца он покинул территорию нашей страны. Ехать на одной машине как-то не хотелось, поэтому я стал прорабатывать всех знакомых на правильных машинах и агитировать их к поездке. Но и этот вариант не прошел - у кого-то машина не готова, кто-то по другим адресам отправился. Осталось одно: искать попутчиков через нет. На нивской конфе нашлись желающие, но как-то не срослось - люди просто пропали из переписки. И вот, наконец, при помощи хорошего знакомого я выхожу на группу опытных товарищей (www.vezdelaz.ru), которые высказали желание отправиться всем вместе по моему маршруту.

Итак, после двух недель обсуждений темы в нете, мы отправились таки в наше путешествие. По машинам был такой расклад. С нашей стороны: моя нива и ваз-2109 (!), со стороны везделазовцев два новых уаз-хантер и одна нива. Девятка как-то не вписывалась в нашу стройную колонну, может даже кто-то скажет, что это и не внедорожное путешествие вовсе, раз девятка везде прошла. Да, особого экстрима в плане бездорожья не было. Но такой цели мы и не ставили перед собой - планировался выезд на мясо в прогулочном режиме.

До места первой ночевки добирались двумя группами. Мы ехали первыми, т.к. смогли вырваться с работы пораньше, а кто не смог, подъехали позже, ближе к рассвету. Место было запланировано мною раньше. Мы были здесь с Серегой проездом во время нашего первого путешествия, года три назад. Место было интересно тем, что совсем рядом, в лесу, по рассказам местного аборигена, когда-то располагалась усадьба. Во время последней войны ее сожгли немцы и в тот раз мы так и не нашли даже хоть какого-то намека на барский дом. Теперь же у нас был металлоискатель и мы надеялись на какой-то результат.

По минской трассе до нашего поворота ровно 199 км и мы без приключений доезжаем до него часа за три. Как только свернули, сразу же остановка. В свете фар видим месиво, куда девятке лучше не соваться. Искать то, не знаю чего, да еще в полной темноте, мы как-то не отважились, поэтому принимаем решение отъехать хоть немного от трассы в поисках более-менее сухого места. Димка, Виталик и Ольга остаются в девятке, а Серега, Андрюха и я трогаемся прямо в то месиво искать дорогу.

В машине был я один, а мужики разведывали путь посуше, указывая мне фонарями правильную траекторию. Да, на Каме-флейм я бы здесь не прошел! Я-569 проходила же везде спокойно и уверенно. Через несколько сот метров стало ясно, что дорога не становиться суше и мы принимаем решение повернуть круто влево, надеясь скоро упереться в предполагаемый лес. В поле оказалось гораздо суше, но появились препятствия другого рода - старые колеи, заполненные водой. Ни в одной из них я не застрял, но продвижение было весьма неспешным и мучительным для подвески машины. Задние колеса терли подкрылки и арки просто нещадно! Метров через двести мы приблизились, наконец-то, к лесу и почти сразу же нашли более-менее нормальное место. Осмотревшись, принимаем окончательное решение оставаться здесь, бросаем машину и идем кромкой леса по направлению к трассе. Оказалось, что вдоль леса есть вполне сухая и проходимая траектория даже для девятки.

Да, время они даром не теряли! Ну ладно. Девятка прошла метров 15 и села достаточно серьезно. В принципе, мы бы смогли ее просто достать руками, но Димка решил бросить ее здесь, а вещи перенести на себе. Так и сделали.

По возвращении на лагерь, я сразу же связался по мобильнику со второй группой, которая еще находилась в пути, и сбросил им координаты места. Оказалось, что их можно ожидать часа через полтора. Но и через два часа они не появились, и, как потом, выясниться они пробьют колесо на уазе на заправке. За время ожидания разжигаем костер, устанавливаем палатки ну и т.д. Начинаем...

Часа в два, от потока фар на трассе отделяются шесть огней и сворачивают в нашу сторону. Приехали, наконец. Мы с Андрюхой садимся в машину и трогаемся встречать народ. Пока подъехали, один из уазов уже подсел в месиве дороги. Знакомимся. Уаз вытащили, и мы на двух нивах проезжаем до лагеря. Уазы что-то замешкались и вот сообщение по рации от Димки: "Уазы не пройдут точно,  мы поедем искать другое место, с утра свяжемся". Нива разворачивается и уезжает. Мы немного опешили! "Вернуться" - говорит Андрюха.

Как в воду глядел. Через полчаса снова свет фар от трассы. Мы с Серегой садимся в машину и снова едем по уже знакомому пути. Пока доезжаем, один уазик опять сидит, но теперь уже дальше, чем в первый раз. Вторым уазом помочь нельзя - штатная резина полный отстой! Приходится дергать моей нивой. Трос порван два раза, но уаз на свободе.

Через засадное место к лагерю уазики протаскиваем опять при помощи моей машины. Один раз сел и я. Раскачка не помогла - зубастая резина зарывается просто на ура! Марина на свое ниве помогает и я на свободе. Ну дальше до лагеря доезжают все своим ходом. Да, сцепление я попалил! 

Те кто приехал раньше, ко сну отошли быстрее, а остальные еще сидели у костра, дожевывая курицу. Мы с Серегой сходили в поле. Уже светало и в предутреннем тумане все казалось каким-то мрачным и серым, знакомые, казалось бы, места совсем не походили на те, которые мы видели раньше. Лег в пять утра.

Утречко настало! Тепло...Подъем в 10.00. Совсем другое дело! Солнышко, птички! Вот теперь узнаю место - очень знакомое, только поле сыровато, конечно. После завтрака Андрюха, Серега и я идем на место предполагаемой усадьбы. Находим очень быстро, но ни каких следов разоренного жилья снова не видим. По стройным рядам парковых деревьев можно только предполагать, где раньше находился дом, и действительно - валяМеста нашего первого выезда. ются битые кирпичи, обломки шифера. Хотя может это все и позже сюда попало. В деревню к церкви не пошли, и я только ограничился фотографией с почтительного расстояния. Нашли два кургана, но после о обследования металлоискателем, никаких находок, кроме старых гвоздей и каких-то железячек, не было сделано. Один курган оказался прилично разрыт. Три года назад такой ямы здесь не было.

После окончательных сборов, вытягиваемся на трассу. Все машины прошли по вчерашнему пути легко и не принужденно - посветлу все легче. Девятку пришлось немного поддернуть.

До нужного нам поворота на Издешково доезжаемКуда же поехать? за пару часов, сделав три остановки - на уазике залатали колесо, докупили продукты, перекусили. После поворота с трассы дорога ухудшилась, но скорость упала не сильно. До остатков деревни Чеботово (26 км), что на перекрестке со старой смоленской дорогой, едем как и тогда, в гордом одиночестве, ни одной машины: не понятно зачем тут асфальт. А закончился он резко и дальше пошла песчаная дорожка. Наконец-то, родная стихия! Димка на девятке сразу же сбросил скорость.

Пе>Перед Старой Смоленской дорогой.ред поворотом минуем бетонный мост и не большой бродик - все своим ходом. На мосту какие-то мужики ловят мальков. Спрашиваем о наших перспективах проехать по старой смоленской в сторону Дорогобужа. Ответ нас радует, с утра туда прошли три легковушки, обратно их пока небыло. Хотя как посмотреть, может они там так "прошли", что обратно их уже и не будет сегодня. Дальше девятка уходит вперед, а мы замыкаем колонну. С этого момента стали записывать сигнал на видео с миникамеры, установленной под бампер моей машины. Как5 потом окажется, кадры получатся прикольные.

Везде девятка проходила своим ходом, не говорСтарая Смоленская...я уже об остальных. Дорога хоть и изобиловала лужами, но была песчаной и легко проходимой. На полпути до предполагаемого поворота, мы вновь переместились на первое место в колонне. ЖПС показывал какую-то ерунду и ориентироваться приходилось только на свою память.

 

Нашли таки поворот и даже с первого раза. А вот путь до деревни Абрамово-Михеевка показался не очень-то знакомым. Мне-то думалось, что эта деревня находится совсем близко от дороги, на деле же нам пришлось пробираться по корявой полевой дороге и местами мне казалось, что девятка сама здесь не пройдет. Но нет, Дима мастерски проводил свой автомобильчик по всем буеракам. Ближе к деревни дорога подсохла и дальше ехали уже легко.

Все знакомо, как будто вчера здесь были! сворачиваем в деревне направо и перед въездом в лес, метров через 500 останавливаемся обсудить планы. Именно здесь, как я предполагал, закончится дорога для девятки. На деле же мы стояли на гладенькой песчаной дорожке и не видели ни каких проблем для дальнейшего продвижения. Тронулись.

В лесу дорога пошла несколько не таким путем как раньПрикиньте!ше. Она зашла на соседнюю делянку и уже оттуда вывернула на знакомую для нас Серегой лесную дорожку. Опять все кажется знакомым и вскоре первая остановка. Народ вываливает из машин фоткаться рядом с агитационными вывесками. Пошли такие постановочные композиции! Со стороны могло показаться, что люди специально приехали сюда за 300 км, что сфотографироваться рядом с этими вывесками!

До места доехали вполне успешно, только девятка села один раз. Все прошли в засадном месте, а Димка имел возможность его объехать, но поехал прямо. На это-то я и рассчитывал. Справедливость восстановлена!

Лагерь разбили на высоком бережку. Была возможносУра! Приехали.ть занять уже готовое место: кострище, дрова, речка под боком. Но вот из-за этой-то речки мы встали немного выше по склону - чувствовался холод от реки. Ну а дальше все как всегда - хлопоты по разбивке лагеря, костерок и т.д.

Все два дня были посвящены обследованию укрепрайона и поиску реликвий времен войны. А Димка регулярно - утром и вечером - устраивал заплывы в Осьме, сети ставил. Улов за все дни - две щуки и окунь какой-то. Но вообще-то рыбы здесь набрать можно, как мы поняли.

Аквалангист             Улов!             О-о-о-о-о...

Все окопы в округе, до которых мы доходили пешком или добирались на машине оказались пустыми. То есть находки были, конечно - в основном это осколки и немного гильз. Наиболее интересная находка - военная пуговица, прямо рядом с лагерем. Значит наши. Осколков в некоторых местах было просто немеренно. Минак разрывался, а вскоре мы ни чего кроме них и не рассчитывали поднимать. Почти все гильзы были с целыми капсюлями. Но копать было легко - только песок под слоем древнего мха.

На второй день мы с Андрюхой по утру отправились на машине на поиски запримеченного пару лет назад бронеколпака. В результате былЛомимся!и обследованы километры окоп, но результат все тот же - только осколки и еще раз осколки. В одной яме, являвшейся видимо в свое время блиндажом, мы откопали достаточно много ржавого железа. Среди находок оказалось и несколько идеально сохранившихся гильз. Без пуль, без пороха, но с целыми капсюлями. Судя по маркировке они были немецкие. Но как они сюда попали? До этого момента я предполагал, что если и сидели в этих окопах солдаты, то наши, советские. Интересно, что на каждой гильзе была немного развальцована юбка, которая обжимает пулю. Мы предположили, что пули были аккуратно вытащены с какой-то целью. Если так, то это могли сделать и  наши солдаты, раздобыв где-нибудь немецкие боеприпасы.

Не найдя бронеколпака и уперевшись в огромную выемку в земле, мы стали возвращаться к дороге, где оставили машину. А эта выемка показалась нам очень интересной. Стоишь на краю почти обрыва и смотришь на эту глубокую ямень, шириной несколько сот метров и длиной, видимо, не один километр. Макушки высоких сосен на дне этого огромного оврага были сейчас ниже наших глаз. Вниз по склону можно было заметить несколько рядов окоп. Огромный укрепрайон! И не одной стрелянной гильзы!

Вернувшись на дорогу, мы развернулись к лагерю, но вскоре увидели наших компаньонов, ехавших нам на встречу. Итак, на двух нивах и одном уазе мы отправились на поиски Лысой Горы. Как я понял из редких описаний, Лысая Гора или Абрамовский мох - центр всего этого укрепрайона. Вокруг лагеря мы видели километры окоп, а что же мы найдем там?

Но прежде мы решили заехать на братскую могилу, обозначенную на картах. По GPS-приемнику вышли достаточно быстро на нужную точку, продвигаясь по лесным песочным дорожкам. Однако последние несколько сот метров пришлось пройти пешком. Виной тому свежая вырубка леса, преградившая нам путь. Могилы мы так и не нашли, видимо она осталась погребенной под лесными завалами. Вот так! Снова обнаружили множество окопов и землянок, но их последующее обследование при помощи металлодетекторов не дало результатов. Единственная находка - покореженная гильза то ли от авиационной пушки, то ли от зенитного орудия, которая валялась прямо на дороге.

Вернувшись к машинам, тронулись дальше по треку к Лысой горе. Судя по карте, дорога должна была упереться в болото, и так оно и получилось. В принципе здесь можно было проехать, но это отняло бы слишком много времени, тем более лебедок у нас не было ни на одной машине.

По началу шлиЕдинственный "легко проходимый" путь на Лысую Гору. прямо по тропе, но вскоре она стала уж больно мокрой и нам пришлось искать обходы вдоль нее по лесу. Я еще думал, может вернуться за сапогами. Зря не вернулся, хотя вскоре мне уже стало по фиг. Через несколько сот метров местность стала подниматься все выше, и вот уже мы смогли вернуться на тропу, а вскоре болото совсем закончилось и мы вступили на Лысую гору.

 

Довольно крутой подъем, и вот мы находимся заметно выше болКопари.ота, но тропа все ползет выше. Пошли окопы и мы разбрелись кто куда, обследуя их. Постепенно мы отклонились от тропы правее, и вскоре оказались на восточном склоне холма. И снова внизу мы увидели ряды окопов. Заметили лося, который поспешил ретироваться заприметив нас. Обследование местности не выявило ничего интересного, кроме все тех же осколков. Копнули в одном месте землю на высоту человека, но тщетно - ничего.

Западный склон Лысой Горы.Оторвавшись от всех, я забрался на холм и стал не спеша продвигаться в западном направлении, предположив, что именно там и должны находится основные позиции. Действительно, с западного склона открывается отличный обзор на западное же направление. Вся верхушка холма и подходы к нему изрыты укреплениями и воронками, все завалено железом, остатками снарядов самых разных видов. Сообщив о находке народу по рации, я стал спускаться с холма вниз, минуя все новые ряды окоп.

 

Вскоре народ стал подваливать группками по нескольку человек, и все мы разбрелись по округе. Видимо здесь и был передний край всего этого укрепрайона.  Если описать структуру всех укреплениПротивотанковый ров.й, как я ее понял, то выглядит это примерно так. При подходе к этому район с западной стороны, первым естественным препятствием является река Осьма, далее следует заболоченный берег (если не сказать болото), шириной до километра, еще далее, и мы это уже видели своими глазами, глубокий противотанковый ров, шириной метров пять. Потом начинаются ряды окоп с рядами колючки (сейчас она, конечно, не натянута, а просто ваЖелезо.ляется на земле). И последнее препятствие - непосредственно подъем на Лысую гору, и опять же окопы и окопы. Наверху окопы и землянки. Главный вопрос, на который мы не смогли пока найти ответа: зачем все это надо было городить? Видимо и немцы не знали ответа, поэтому и обошли все эти укрепления где-то стороной. Как предположение есть версия, что эти места использовались как учебный полигон (артиллерийский?) уже после войны. На эту мысль нас навело то превеликое множество остатков самых разнообразных снарядов, которые мы нашли на склонах холма, начиная от советских "катюш", и заканчивая казавшимися очень современными снарядами, с раскрывающемся алюминиевым оперением.

Пройдя еще немного южнее, мы пересекли какую-то дорогу, шедшую с северо-востока на юго-запад. Предположив, что это и есть та тропа, по которой мы пришли сюда и с котороДОТ найден.й свернули, мы тронулись по ней. Как и предполагали, вскоре вышли на знакомые места. Болото уже не показалось таким широким и мокрым, и вот мы у машин. На обратном пути, не далеко от лагеря, нам все же удалось найти ДОТ, который мы заприметил пару лет назад. Тогда их было три, но сейчас нашелся только один, да и тот, казалось, ушел на несколько десятков сантиметров в землю. Но как ни как еще одна цель нашей поездки в эти края выполнена. В доказательство тому - фото.

Вечер опять прошел в офигительно приятной и дружеской атмосфере. К ночи пришел какой-то дед с просьбой вскипятить ему чай. СНу и ряхи!казал, что они с корешами встали рядом рыбу половить, а костерка-то и нету. Прикинувшись глухим, он мастерски уходил от наших вопросов о военной истории здешних мест. Единственный его фразой был такая: "Да я из Сафоново, а война-то была, была..." Вот гад. Дед ушел, но вскоре вернулся. Не могу, говорит, дорогу найти. Пришлось Сереге с фонарем проводить дедка до его места. Приехали они, кстати, сюда на шестерке, и ничего, прошли везде нормально. 

Последний день прошел быстро, как впрочем, и все последние дни наших путешествий. Мы с Андрюхой и Серегой еще успели полазить по окопам. Отправились на запримеченный  с Андрюхой вчерашний овраг. Только теперь мы обследовали его более подробно. К концу небольшой пешей разведки нам удалось понять, что этот овраг тянется вдоль восточного берега реки Осьмы. На всем его протяжении он изрыт рядами окоп, с выступами стрелковых ячеек в западную сторону, к реке и блиндажами в некоторых местах.

Мы продвигались с севера на юг, вдоль линии окопа, тянувшегося ровно посередине крутого спуска с холма. Еще раз подивились бесперспективности возможных попыток взять штурмом эту высоту. Во-первых, спуск (подъем) очень крутой. Спускаясь вниз, надо постараться, что бы ни съехать вниз на заднице, а подниматься вверх вообще оказалось очень затруднительным. Мы поднимались зигзагами, только так можно было осуществлять подъем, не очень уставая при этом. Представляю, как это трудно было бы делать солдатам атакующей стороны. И это притом, что мы-то шли налегке! Во-вторых, непреодолимым препятствием стали бы три рядя все тех же окоп.

В конце концТропа на высотку.ов мы дошли до самой высокой точки холма, который в этом месте заканчивался просто обрывом. Внизу лес, а еще дальше река, которую мы, правда, не видели в густоте соснового леса. На самом верху обследовали яму, которая нам показалась рукотворной. И здесь минак разрывался, но находки все те же – пара мосинских патронов, осколки. Попалась половинка алюминиевого портсигара и остатки котелка. Вот и все.

Время безжалостно поджимало и нам пришлось вернутСборы домой.ься в лагерь. Дальше сборы. До асфальта добрались вообще без остановок – дорогу накатали прилично. На трассу возвращались несколько другим путем – поехали в сторону Дорогобужа, а оттуда уже через Сафоново непосредственно на минку.

 

Ну, вот тДорога...ак и покатались. Мне очень понравилось, народ подобрался правильный, надеюсь и мы не в тягость были. Сразу же  по возвращении стали планировать очередную поездку. Ну, значит, все остались довольны.

 

 

 


 
E-mail: NivaVoevod@mail.ru