Домой
Походы
ПокатушкиФотографииЖелезо


НАС ТРОЕ. ФОРЕВЕР ТУГЕЗА:) (сентябрь-октябрь 2001г)

Время было – конец сентября, дело шло к дню рождения Коли. Он пригласил нас с Серегой отпраздновать его к себе на дачу. И тут нам подумалось – почему бы не отправиться куда-нибудь на выезд после дачи. Итак, то, что мы с Серегой планировали на следующий год, мы решили снова осуществить уже в этом.
Сказано – сделано. И вот вечером 28 сентября мы снова в машине, только нас уже трое. По старой рижской трассе едем к Коле на дачу. Время года – сентябрь, поэтому погода соответственная, а одеты мы в теплые куртки и шапки. Приехав на дачу, застаем там Коленого дядьку и двоюродного брата. Посидели – выпили и отправились спать. На утро опять такая же погода, но настроение отличное, поэтому после завтрака загружаем в машину большую лопату и топор, а также два больших мешка пустых бутылок, которые накопились за летний сезон на даче у Кольки – стройка ведь у него там нешуточная. Отправляемся в ближайший большой населенный пункт Сычево, чтобы пристроить куда-нибудь эти бутылки. После этого мы выехали на Новую рижскую трассу и отправились в сторону Волоколамска, останавливаясь у некоторых памятников и церквей чтобы пофотографироваться. В Волоколамске походили по магазинам, кое что прикупили, после чего отправились к разъезду Дубосеково. Там мы походили по местам боев, полазали по окопам. Однако погода совсем не располагала к этому, поэтому мы вернулись в машину и снова поехали в сторону Рижского шоссе. Дальше наш путь лежал в сторону Ржева. Дорога была отличная, погода плохая, поэтому ехали быстро и без остановок. Надо сказать, что отъехав от Волоколамска несколько километров совсем пропадают какие-либо населенные пункты – дорога наверное специально проложена вдали от них. В общем ехать было не интересно, к тому же вскоре пошел дождь. Через некоторое время мы въехали в Ржев, в котором не стали задерживаться, а лишь долили бензин и отправились дальше. Проехав по трассе несколько километров мы свернули налево, на дорогу на Сычевку. Дорога эта была абсолютно пустой – ни одной машины мы не встретили. Дело шло к вечеру, поэтому мы начали искать место для ночевки. Проехав Осугу свернули наконец налево где-то в районе железнодорожного моста через одноименную реку Осуга. Вскоре проехали под железнодорожным полотном и свернули направо. Метров через 200 выехали на небольшое поле. Место было достаточно удалено от цивилизации, уже темнело поэтому мы остановились на этом поле. Лес вокруг был какой-то сырой, в большинстве своем осиновый, поэтому были проблемы с дровами, но все же мы нашли их достаточное количество. Потом стали устраивать ночевку, ставить палатку и т.д. Развели костер и приготовили ужин, после которого стали готовиться ко сну.
Ночь прошла тихо и без происшествий. Лично я не мерз, т.к. спал на надувном матрасе и был укрыт спальником. Мерз как всегда только нос под утро. Зато Коля промерз серьезно и к следующему дню уже болел. Проснулся я первый и вскоре полез на улицу. Когда же я раскрыл палатку, то был очень удивлен тем, что увидел – выпал первый снег! На улице, хотя и светило солнце, было очень холодно, все в один момент как-то заледенело. Я сразу же замерз и поэтому, что бы бороться с холодом стал бегать по полю, а потом отправился за дровами в лес. Когда все наконец проснулись стали разводить огонь и готовить еду. После завтрака собрали вещи. Я стал заводить машину, но это получалось с трудом. Все же я завел ее и мы поехали по вчерашней дороге на большую землю. Остановились только у железнодорожного моста, под которым проезжали вчера, чтобы сделать фотографии. С поля так же сфотографировали большой железнодорожный мост через реку Осуга. После этого выехали на дорогу и поехали в сторону Сычевки. Я заметил, что куда-то пропала тяга у машины – невозможно было разогнаться более 80 км/ч и это меня серьезно настораживало. До Сычевки добрались без приключений. Въезжая в этот населенный пункт мы сразу как будто перенеслись на несколько десятилетий назад. Старую одноэтажную застройку мы видели и раньше, но здесь не было ни коммерческих палаток, ни всяких иномарок. Заехали на местный рынок, он тоже наводил на ностальгические мысли. Пропетляв немного по поселку и не найдя нужной дороги пришлось спросить у местного жителя и вскоре мы выехали на дорогу на Вязьму, как раз ту, что нам нужно. Отъехав с километр остановились у памятника освободителям Сычевки. Вообще как я понял из литературы в этом районе, по линии РжевСычевкаВязьма проходила линия обороны и велись ожесточенные бой как в 1941 году при отступлении, так и в 1943 при наступлении. Однако у нас не было достоверной информации где конкретно, поэтому мы просто ехали по дороге к нашей цели. Еще через километров, не помню кто из нас обратил внимание, мы заметили справа от дороги, прямо посреди поля какое-то сооружение. Мы подумали, что это может быть ДОТ. Найдя съезд с дороги, через некоторое время прямо по пашне мы добрались к этому ДОТу. Это было довольно большое железобетонное сооружение с двумя проемами, одно было входом, а другое являлось амбразурой. Сверху ДОТ был засыпан землей с росшей там, видимо для маскировки, зеленью и оттуда открывался хороший осмотр на это и соседние поля. Обследовав местность с помощью бинокля скоро мы обнаружили еще несколько подобных сооружений и решили их тоже обследовать. На этом поле мы провели примерно с час времени, рассматривая ДОТы. Большинство были в довольно неплохо сохранившемся состоянии, лишь несколько из них было целиком разрушены. Было не ясно, что явилось причиной этих разрушений. Один ДОТ особенно привлек наше внимание. В его стене (толщина равнялась примерно одному метру), которая была обращена к дороге, можно было видеть большое входное отверстие. Тяжелый снаряд видимо прошел во внутрь и только там произошел подрыв его боевой части. Все стены внутри были посечены осколками, а из потолка, который был сложен из железных тавровых балок с деревянными перекрытиями, торчали большие покореженные куски осколков. В общем, все увиденное нами на этом поле, позволило довольно ясно представить себе события, которые проходили здесь с пол века назад.
Теперь мы снова двигались по дороге дальше на юг в сторону Вязьмы. Через некоторое время мы достигли деревни Торбеево, которая расположена прямо рядом с дорогой. В этой деревне расположена вышка сотовой связи, однако наш сотовый отказывался здесь работать. Неподалеку от вышки, метров в ста, мы увидели часть разрушенной церкви от которой сохранилась лишь центральная часть. Сделав снимки мы снова вернулись на дорогу и поехали дальше.
Примерно через десять километров, у деревни Горлово, мы достигли нужного нам поворота и свернули направо. Теперь мы продвигались по грунтовой проселочной дороге и через три километра снова свернули, но теперь налево в сторону деревни Семово до которой было тоже приблизительно три километра. Дорога, надо сказать, испортилась – появились глубокие выбоины и ямы, которые приходилось объезжать с большим трудом, т.к. скорость была приличная, потому что если можно ехать быстро я еду быстро. В таком темпе мы достигли нужной нам деревни. Следующим пунктом нашего маршрута была старая заброшенная деревня Фомищево, рядом с которой располагалась церковь.
Теперь перед нами стояла новая проблема – найти нужную дорогу. Та которая нам была нужна на карте была обозначена, а вот в действительности от деревни отходило множество дорог и отыскать нужную стоило труда. Вообще же такая проблема постоянно встает перед нами во время наших выездов, т.к. карты, которыми мы пользуемся, являются общего пользования и не отражают всех особенностей местности. Неплохо было бы раздобыть военные карты, так называемые километровки, но пока такой возможности нет.
В подобных ситуациях нужно внимательно изучать карты, которые имеются, и местность предполагая возможное расположение нужного объекта. В нашем же случае мы остановились и внимательно осмотрели округу. Вскоре, при помощи бинокля, мы обнаружили ряд столбов, который уходил в нужную нам сторону. Проводов на этих столбах не было. Мы предположили, что эта ветка идет в нужную нам деревню, поэтому мы поехали в том же направлении, что и вели столбы.
Сначала дорога шла по полю и мы продвигались в общем-то без особых трудностей. Дальше дорога вошла в лес, а вскоре появились и первые препятствия. Это были не очень глубокие ямы залитые водой. Пожалуй это был наш первый брод, не считая нескольких грязевых луж, в которых мы застревали раньше. Конечно с точки зрения опытного джипера это не являлось серьезным препятствием, но у нас опыта одалевания бродов и глубоких луж не было, кроме того наша машина не была подготовлена для подобных экспериментов. В общем, мы приняли следующее решение. Ребята вышли из машины и отправились промерять глубину лужи. Она оказалась не очень глубокой и я поехал вперед на малом газу, что бы не залить высокой волной электрику. Проехали мы успешно, но впереди было еще много подобных луж. Их я уже преодолевал смелее, развивая скорость побольше чем в первый раз. Получалось вполне успешно и эффектно и кроме того приносило всем нам много удовольствия. Жаль, что не засняли все это, фотографии получились бы классные. Вскоре лужи закончились, дорога пошла по сырому лесу и появилась глубокая колея. Приходилось пускать колеса с некоторым смещением относительно дороги. Продвигались медленно но уверенно, ни разу не соскользнув в колею. Через некоторое время дорога вышла в поле и вскоре стала спускаться в низину. Оказалось что в низине протекал небольшой ручей, через который была переброшена железобетонная плита. Плита эта была не намного шире машины, кроме того вся дорога была в высоких зарослях травы, поэтому продвигаться вперед приходилось очень аккуратно. Не с первого раза, но мы все же преодолели это препятствие. Дальше дорога стала взбираться на холм и вскоре уперлась в главную улицу нужной нам деревни. По этой улице проехать было не возможно, а дорога обходила эту деревню стороной. Как было видно ни каких построек в этой деревне уже не сохранилось, поэтому мы не стали останавливаться и поехали дальше. Когда мы наконец взобрались на холм, то увидели признаки жилища – лежал заготовленный лес, стояли какие-то сараи, а дальше мы увидели кур и гусей. Проехав еще немного мы увидели небольшой щитовой дом из которого вскоре вышел мужик. Он сказал, что они с приятелем живут тут уже год и пригласил нас в свое жилище. Как они нам рассказали они взяли в аренду 50 гк земли и намерены возродить эту деревню. Неподалеку от их дома, за прудом мы увидели старую церковь. Оставив машину отправились ее осматривать. Как и все заброшенные церкви она оказалась в полуразрушенном состоянии, сохранилось только центральное строение. После осмотра церкви мы вернулись к машине. У мужиков мы узнали можно ли проехать к деревни Всеволодкино. Эта деревня нас интересовала по двум причинам. Во-первых, на хорошую дорогу можно было выбраться только через эту деревню, либо возвращаться обратно. Двигаться обратно мы не собирались, т.к. отступаем мы только в явно безвыходном состоянии. Во-вторых, в районе деревни Всеволодкино, как я вычитал из литературы, в октябре 1941 года происходили жестокие бои дравшейся в окружении группировки советских войск. Итак по заверением мужиков по этой дороге мы могли вполне проехать, т.к. этой весной к ним по этой дороге приезжала Беларусь перепахивать поле. Беларусь хоть и является моноприводной техникой, но все же явно превосходит Ниву по проходимости и вскоре мы в этом убедились.
Дорога проходила то по полю, то по лесу и сначала мы ехали, в общем-то, легко и без проблем, но вскоре эти проблемы начались. Взобравшись на очередной холм мы увидели, что дорога спускается в какую-то низину. Спустившись по ней мы уперлись в довольно большое дерьмо. Прямо по середине дороги была большая грязевая лужа. Имелись объезды, но и по ним казалось не возможно было проехать. Я начал аккуратно продвигаться слева от основной колеи. По началу все шло хорошо – с трудом, но я ехал вперед, но под конец, когда дорога пошла в подъем, меня все же снесло в колею. Сел я на долго и основательно, всем брюхом. Тупое буксование не давало ни каких результатов. Две лишние человеческие силы тоже не очень помогли. Стали думать что делать. Сначала стали копать, но это тоже не помогало, поскольку на место вынутой грязи снова натекала новая жижа. Вскоре мы поняли, что вперед машина, как она сейчас сидит, точно уж не пойдет, поэтому решили сначала сдвинуть ее назад. Сама она не шла, поэтому мы достали из загашника полиспаст. До ближайшего дерева его свободной длины не хватало. Пришлось нарастить его длинной альпинистской веревкой диаметром 11 мм. Вообще же применение таких веревок не является лучшим выходом. Они хоть и выдерживают приличные нагрузки, но прилично вытягиваются под ней. Особенно это касается веревок, которые предназначены для восприятия динамических нагрузок, статические же веревки гораздо меньше тянуться, поэтому их применение предпочтительнее в нашем деле.
Нашу веревку мы натянули между двумя деревьями, росшими по разные стороны дороги, а потом подцепили к получившейся растяжке один из крюков полиспаста, а другой к шару фаркопа. Коля с Серегой впряглись и стали тянуть, а я понемногу газовал. Сдвинули мы ее на очень небольшое расстояние, немного освободив передний редуктор, но все равно машина сидела очень крепко. Вообще же передний редуктор в купе с передним мостом на Нивах всегда является подобием якоря или, как сказал один джипер, безотвального плуга. Выход один - лифтовка машины и установка больших колес, что бы максимально увеличить клиренс.
Мы стали понимать, что не освободив переднего моста мы дальше не сдвинемся с мертвой точки. Найдя в лесу длинное бревно и несколько бревен покороче стали рычагом поднимать переднюю часть машины, упирая бревно в днище машины в районе начала порогов. При этом слышался треск пластикового обвеса, но вскоре меня это перестало волновать. Этим способом мы не смогли поднять машину на необходимую высоту – лишь растягивались передние пружины. Кроме того газовать в этой ситуации было очень опасно – неизвестно куда бы полетело наше бревно-рычаг.
После очередной неудачи мы наконец-то вспомнили о гидравлическом домкрате. Установив его под передний бампер и уперев в сухой участок земли стали нагнетать давление. Удалось поднять машину на достаточную высоту, освободив, наконец, передний мост. Немного газонув назад машина сразу же пошла. В следующий момент она соскочила с домкрата и встала на передние колеса. Теперь она покоилась на колесах, а не на брюхе, а это уже было хорошо. Дальше мы решили продвигаться вперед, вывернув передние колеса до максимума влево и пытаясь выехать из грязной колеи. Газование снова ни чего не давало – машина ни как не могла зацепиться за сухую землю. Кроме того у нас почти не осталось бензина, а сколько еще предстояло здесь буксовать, а потом ехать до цивилизации мы не знали. Тогда мы перенесли полиспаст вперед машины, зацепив его за дерево слева от дороги. Таким образом сила от натянувшейся веревки тянула бы машину тоже в сторону сухого места, наверх колеи. Теперь оставалось только тянуть и газовать. Коля с Серегой выкладывались на полную, но машина шла очень медленно, сжигая последний бензин. После получаса наших потуг машина все таки вышла передними колесами на твердую землю, которые в свою очередь вытянули и всю машину. Мужики валялись на земле окончательно выбившись из сил, но мы были безумно рады, что наконец выбрались.
Немного отдохнув мы собрали все наши шмотки и отправились дальше. В машине теперь находился только я, а Серега с Колей шли впереди, разведуя дорогу, т.к. впереди были еще препятствия, не такие как то, но тоже достаточно серьезные. Всех их мы преодолели вполне успешно и вскоре выехали в поле. Дальше дорога была вполне нормальная и мы поехали уже быстрее.
Вскоре перед нами встала другая проблема. К дороге с разных сторон стали примыкать и отходить другие, которые не были обозначены на карте. Ехали, слушая указания Сереги. Серега вообще обладает удивительной способностью инстинктивно предугадывать правильное направление. Не помню ни одного случая, что бы он ошибался. Даже если нам с Колей казалось, что нужно ехать в другую сторону и мы туда ехали, то все равно, вскоре нам приходилось возвращаться, поскольку Серега все равно оказывался прав. Сейчас мы с ним почти не спорим по поводу дорог и направлений. Вскоре на нашем пути стали появляться свеженапиленные дрова, видимо упавшие с кузова машины и мы поняли, что едем правильно. А скоро мы увидели и деревню. Нагнав куда-то шедшего местного мы узнали название деревни и эта оказалась та, что нам нужно. Теперь нам предстоял совсем не большой путь по асфальтовой дороге до Вязьмы.
Выехав на дорогу Холм-Жирковский Вязьма повернули на лево и отправились дальше. Уже темнело, поэтому мы решили дозаправиться и рвануть к Коле на дачу. Было еще одно интересное событие. Проехав по дороге несколько километров мы увидели слева от дороги железобетонный колпак. Находился он прямо рядом с дорогой у кромки небольшого леска и представлял из себя железобетонное укрытие для одного стрелка. Позади него начинались окопы и тянулись по лесу вдоль дороги метров на сто. Окопы были конечно же обсыпанные и заросшие высокой травой. Не найдя ни чего интересного мы вернулись к машине и продолжили наш путь.
Выехав на трассу Москва – Смоленск дозаправились на ближайшей заправке и ехали до поворота на Можайск, остановившись лишь у какой-то забегаловки. Надо было видеть лица продавщицы и отдыхавших там водителей-дальнобойщиков, когда мы появились на пороге во всем нашем обличии. Купив сухарей и пакет кефира мы извинились за обновленный пол и покинули гостеприимную обитель.
До дачи добрались без происшествий через Можайск и Рузу, вызвав лишь удивление ДПСников на одном из постов. Остановить они нас, конечно же, не успели. Проехали по крайней правой полосе не снижая скорости, осветив их всеми фарами (подождите, поставлю люстру!).
На даче поели-попили и легли спать. С утра испортилась погода, но все же мы съездили на соседнее поле, где Коля показал нам окопы. Кроме них, к сожалению, ничего мы там не нашли. Надо сказать, что без металлоискателя вообще очень трудно найти что-либо интересное. Вернувшись на дачу мы отмыли машину и отправились домой в Москву. Так и закончилось наше второе автопутешествие. Было круто.



E-mail: NivaVoevod@mail.ru
Hosted by uCoz