Домой
Походы
ПокатушкиФотографииЖелезо

 
СЕЛИГЕР И НЕ ТОЛЬКО. (июль 2002г)

И вот настал тот день. Серега приехал ко мне еще с вечера, поэтому с утра, позавтракав, мы загрузили шмотье и отправились за Колей. На багажник закинули запаску и кое какие тюки. У Колиного подъезда еще раз все переложили и закрепили накрепко.
Решили как и в предыдущий раз заехать на Митинский рынок. Там купили фотопленку и карточки для телефонов. После чего выбрались на старую ригу и снова взяли путь на Волоколамск. Следующий раз остановились у магазина в Красногорске прикупить недостающие продукты и жидкость. Недалеко от нас мы увидели “старшего брата ”. Это был Nissan Patrol, и был он отлифтован, и были на нем 35” колеса, и лебедка, и грязный он был. В общем БРАТ. Проходя мимо мы увидели как хозяин монстра очень эмоционально рассказывал кому-то как он провел предыдущий день. Судя по слою грязи на бортах отдохнул он не плохо. Купив кое что и вернувшись мы увидели, что слон уже куда-то уехал.
Мы сели по местам и поехали дальше. Через некоторое время вспомнили, что у нас нет топора и поэтому приняли решение остановиться у какого-нибудь хозяйственного магазина, коих было полно на нашем пути. Останавливаемся и видим снова нашего приятеля. Мы в магазин, купили топор, выходим, а его снова нет. Дразнит. Мы все же нагнали его в Истре и стали держать его в поле своего внимания. Между нами было только несколько так называемых внедорожников-паркетников. Затесались – типа мы с ними. А он ехал не спеша, держа где-то 90 км/ч. В конце концов мы решили его обогнать. Засняли все это на видео. Некоторое время он держался позади, но в какой-то момент обогнал. Мы поприветствовали его руками. Я видел улыбающееся лицо водителя. Брат! В такие моменты всегда чувствуешь, что ты не один. Кстати, редко, но такие моменты случаются и Москве, когда тебе навстречу проезжает что-нибудь грязное и большое.
Этот джип свернул на каком-то повороте, не доезжая до Волоколамска. Наверное, поехал на дачу отдыхать. У нас же все еще было впереди и мы поехали дальше.
На заправке за городом заполнили канистры и отправились по маршруту. А маршрут был следующим. Планировали добраться до Старицы лесными дорогами, почти по тем же по которым мы проехали два месяца назад. От Старицы до Торжка, потом до Осташкова и Селигера, далее через небольшой городок Пено до Торопца, от которого совсем не далеко до трассы М9. Если останется время я планировал проверить кое какую информацию в кое каком месте. Интересно, правда? Маршрут как всегда планировал я, ориентируясь на районы боевых действий и церкви, обозначенные на картах. На Селигер хотелось просто заехать, потому как говорят, что там очень красиво и сосны. А сосны я люблю. Как всем известно (говорю это со всей присущей нам скромностью), весной мы ездили искать танк, который так и не нашли. Так вот, как-то случайно я узнал, что у одного приятеля дача в тех местах и он указал нам на карте места где, по его словам, была “сильная война” и там много всякого хабара. Хотелось проверить его слова.
По трассе двигались до поворота на деревню Раменье, в которой мы были в нашу предыдущую поездку. От этой деревни повернули налево и поехали в сторону Александровки, в которой повернули направо. Отсюда, кстати, начался грейдер. Километров через 6 мы въехали в деревню Ошурково, в которой сделали первую остановку, поскольку здесь мы увидели развалины старой церкви. Мы с Серегой пошли смотреть, а Коля тем временем где-то шарил и что-то снимал. Серега отважился даже полезть на колокольню по разрушенной стене, и залез. В этом походе он, кстати, старался залезть почти на каждую церковь, которые мы встречали на своем пути.
После того как мы вернулись к машине стали думать, куда ехать дальше. Решили пробиваться в сторону деревни Гастовня. Поехали. Вскоре миновали деревню Коськово. Дорога была вполне приличная и, представляла из себя довольно глубокую колею, хотя и сухую. О, вспомнил! Забыл сказать про некоторый не приятный момент, который стал сопровождать нас где-то с Истры. После загрузки машины она просела задом, хотя и не так сильно как в предыдущем походе, ибо была отлифтована. Так вот, теперь на буераках задняя левая пружина при большой амплитуде сжатия подвески задевала за металлический кронштейн, который держит резиновый ограничитель сжатия подвески. Кроме неприятного звука и ощущения, что сейчас что-то отвалиться, последствий похоже ни каких не было. Причина была в том, что пружина выгнулась дугой в сторону задка машины и приблизилась своей передней частью к вышеупомянутой железке, о которую и задевала своими витками. Кстати, я до сих пор не знаю как исправить это. Думаю, что можно попробовать перевернуть пружину “вверх ногами”. Надо найти время на это.
От деревни Коськово дорога испортилась и шла теперь по полю, но мы все же ехали. Когда же она вошла в лес, мужикам пришлось покинуть транспортное средство, поскольку уж слишком сильно штормило. Проехали мы метров 500, уперевшись в какой-то ручей и болото вокруг него. Миновать его было по-моему можно, но очень тяжело. К тому же доставали слепни, которых тут было просто немерено. Поэтому пришлось разворачиваться в стесненных условиях и ехать обратно.
У деревни Коськово остановились, что бы посмотреть на карту. Ехать обратно на трассу совсем уж не хотелось, кроме того настроение было какое-то не очень, поэтому необходимо было срочно залезть в какую-то грязь для поднятия духа. Рассмотрев карту мы решили поехать налево по лесной дороге в сторону деревни Шепелево.
Сначала дорога шла по полю, но вскоре вошла в лес. На первый взгляд казалось, что здесь давно ни кто не ездил, но особых препятствий на своем пути, кроме полутораметровой травы, мы пока не встречали и поэтому продолжали ехать вперед. Наша езда была похожа на прорыв через джунгли. Вскоре стали появляться небольшие ямы вдоль колеи, но все они не казались нам не преодолимыми. Дальше пошли ямы поглубже, но мы только эффектно преодолевали их, снимая все на видео. Получилось, в итоге, все красиво.
В некоторых местах я стал замечать следы какого-то автомобиля, прошедшего этой же дорогой немного раньше нас. Об этом говорила и примятая трава. При ближайшем рассмотрении это оказались следы колес с большими грунтозацепами и не очень широкой колеей. Я подумал, что уж на УАЗовские они ни как не похожи, скорее на протектор LendRover Deffender.
По этой дороге мы ехали примерно с пять километров и вскоре выехали на поле. Здесь дорога стала различаться гораздо хуже, но нам опять помогали чьи-то следы. Судя по карте, мы должны были упереться в брод через реку Жабня. Вскоре мы увидели реку, к которой спускалось поле, по которому мы ехали, и крыши домов деревни на том берегу. Стали спускаться к реке, держась нашего пути и пересекая множество каких-то следов. Подъехав к предполагаемому броду мы поняли, что здесь нам не проехать и вообще здесь похоже никогда не ездили машины. Тогда мы приняли решение развернуться и ехать назад, что бы свернуть на какие-нибудь следы, которые мы только что пересекали на поле.
Свернули и стали спускаться к берегу в другом месте, но и здесь мы не обнаружили переправы. Опять вернулись и свернули на другие следы. Крутились мы так часа полтора, и вскоре стали понимать, что мы просто повторяем чей-то путь – кто-то здесь также крутился, как и мы сейчас.
Кончилось тем, что мы с Колей пошли пешком к реке, что бы найти кого-то из местных. Коля как-то перебрался на тот берег и узнал о дороге. Оказалось, что брод все же есть, но дорога к нему совсем в другом месте. Нужно было вернуться по дороге, по которой мы сюда приехали назад до леса и там свернуть направо. Мы так и сделали и вскоре снова ехали по следам все того же джипа. До брода добрались без проблем, и немного поплескавшись в воде (вместе с машиной) перебрались таки на тот берег, въехав в деревню Ошурково.
От этой деревни поехали до другой под названием Коськово, а от нее до Шепелево, Ягудино и Первитино. В Первитино мы увидели большую старую церковь. Она тоже была сильно разрушена, зато поражала своими размерами – целый храм! Вокруг нее было много развалин каких-то строений, а позади нее старое кладбище с флигелем при входе. Мы с Серегой довольно долго осматривали все эти достопримечательности снимая самое интересное на видео.
Узнав у местного населения можно ли проехать до деревни Романово и получив уверения, что по прямой дороге туда на нашей машине явно не проехать, мы, не раздумывая, тронулись именно по этой дороге. Она оказалась вполне проезжей и лишь километра через два колея углубилась, но поскольку она была абсолютно сухая, мы с успехом объезжали опасные места по обочине. Вскоре мы въехали в Романово. Эта деревня была довольна большая и на центральной улице мы увидели чуть подальше высокую церковь, к которой и поехали. К нашему сожалению, она оказалась заколочена, а рядом с ней сидели местные мужики, поэтому мы не стали туда соваться. Зато у этих мужиков Коля узнал где можно набрать воды. Оказалось, что воду включают с 19-00 до 19-30 и подают в колонки на центральной улице. Время было как раз то, и мы отправились до ближайшей колонки. Вода была прозрачная и холодная, но текла она такой тоненькой струйкой, что мы просто за------сь держать нашу 20-литровую канистру на весу.
Заправившись водицей мы поехали уже по нормальной грунтовке до деревни Степурино. В ней мы уже были месяца два назад, во время нашего предыдущего путешествия и именно не далеко от нее у нас отвалилось колесо. Теперь же мы не стали здесь задерживаться и закупив кое какие продукты и питье, поехали как и в предыдущий раз в сторону Старицы. До города мы уже явно не успевали добраться до темна, поэтому решили искать место для ночлега где-то до него. Дорога шла все по полям, и до леса было довольно далеко, поэтому пока мы ехали, осматривая округу. Когда нам все это надоело, мы решили свернуть на первую же дорогу и искать лес. Поехали мы на право от основной дороги, двигаясь по полевым грунтовкам. В конце концов, мы уперлись в какой-то пересохший ручей, здесь же нам явно не хотелось останавливаться – ни дров, ни чего интересного. Осмотрев округу, взяли курс на островок леса посреди поля. Ехали прямо по овсу, которым было засажено поле. В некоторых местах он достигал такой высоты, что ничего не было видно в одном метре от капота. Зато интересно!
Когда мы подъехали к этому лесочку мы поняли, что останавливаться здесь мы не будем, так как оказалось, что отсюда нас можно увидеть с дороги, а это претило нашим правилам. В итоге мы снова поехали по полю, но немного в другую сторону и вскоре подъехали все к тому же ручью, но в другом месте. Мотаться нам уже надоело, и мы решили остановиться здесь.
Сначала казалось, что место просто отстой – ни лесочка, море слепней, но когда разбили лагерь, то стали немного привыкать к месту. Особенно когда поели-попели. Солнце почти село, мухи пропали. Все же мы нашли себе интересное занятие. Рядом стоял большой стог сена, и мы кинулись его штурмовать. Резвились как дети. Все это мы засняли на видео – на фоне заходящего солнца кадры получились просто супер! Спали как всегда крепко.
Утро провели как обычно. Вроде выспались, а когда поели, то стало совсем хорошо. Собрали лагерь и стали выбираться на асфальт по вчерашней же дороге. Выбравшись на “земную твердь” поехали в сторону Старицы. Въехав в город остановились, что бы сверившись с картой решить куда ехать дальше. Планировали добраться до Торжка по дороге, обозначенной на карте как дорога с покрытием. К тому же вдоль нее было обозначено множество церквей. Так и сделали.
Сначала доехали до деревни Черничено, потом повернули направо и двигались без остановок до деревни Паньково. У этого населенного пункта нам нужно было ехать прямо, но асфальт уходил правее, а прямо начиналась грунтовка. Мы подумали, что опять врет карта и поехали дальше по асфальту. Когда же мы увидели название следующей деревни мы поняли что едем не туда куда надо. Оказалось, что сворачивать ни куда не надо было и теперь нам нужно было решить куда же ехать. Решили свернуть налево и по лесной дороге “напрямик” вернуться на нужную нам дорогу.
Свернули у деревни Пентурово в которой, кстати, и узнали можно ли проехать дальше. Оказалось, что можно и мы поехали дальше. Сначала ехали по вполне нормальной лесной дороге, потом выехали на поле и снова в лес. Здесь дорога испортилась – была довольно глубокая колея, залитая водой. Проехав несколько десятков метров впереди себя заметили как навстречу едет какой-то трактор. Разъехаться казалось невозможным и я сдал назад до поля. Когда трактор подъехал мы спросили у дядьки можно ли проехать дальше. В ответ мы услышали уговоры не ехать дальше, так как дальше для нас дороги якобы нет. Нам туда! – решили мы и тронулись в путь. Кадры получились классные. Когда же мы въехали в деревню Ванеево, то опять увидели удивленные взгляды местного населения. Круто, блин!
Дальше ехали уже по вполне нормальной грунтовке вплоть до деревни Дары, где вернулись на асфальт. В этой деревне мы увидели необычную церковь, которая не обозначена на карте. Она была сравнительно малых размеров, по сравнению с другими. Своей же архитектурой (во слово-то какое!) она вообще не была похоже на увиденные нами ранее. Мы даже стали сомневаться, что это вообще церковь. Поснимавшись, мы тронулись дальше.
До поселка и железнодорожной станции Высокое добрались быстро и без остановок. Здесь тоже не стали задерживаться и поехали дальше, намериваясь добраться до Торжка.
Планировали останавливаться в деревнях вдоль дороги в которых, судя по карте, находились церкви. Однако наша первая остановка получилась в деревне, рядом с которой, если опять таки верить карте, не было ни чего интересного. Называлась она так же как и поселок, который мы только что проехали, то есть Высокое.
Это было довольно большое поселение. Мы бы проехали его мимо, но я краем глаза увидел среди деревьев купол церкви. Пришлось немного вернуться назад и свернуть на проселок. Когда же мы ехали по центральной сельской улице, то заметили, что здесь много очень старых домов, причем каменных, а некоторые были даже двухэтажными. В конце улицы мы увидели справа от себя большую церковь, а слева какое-то старое большое каменное строение в несколько этажей.
Мы решили спрятать где-нибудь машину и исследовать окрестности. Объехали церковь и заехали в тень деревьев. Мы с Серегой пошли шляться по округе, а Коля пошел в магазин. Церковь была большая и действительно не похожая на виденные нами ранее. Она была в довольно сохранившемся состоянии, но к нашему разочарованию она была заколочена. Пришлось ограничиться фотографированием и видео съемкой.
Когда мы все собрались у машины, то решили проехать немного дальше, вокруг озера, которое располагалось за церковью. На том берегу мы увидели остатки каких-то старых фундаментов поэтому и решили подъехать к ним ближе. Машину оставили на дороге и отправились пешком в заросли борщевика исследовать старые каменюги. Ничего интересного мы конечно же не нашли, но все равно было интересно. Как мы поняли, это были остатки какой-то очень старой усадьбы. Лес тут был явно не такой как везде – дубы и т.д.
Теперь мы решили вернуться к тому непонятному высокому строению рядом с церковью. Не знаю, что это было раньше, но в советские времена это здание было детским садом, о чем свидетельствовала табличка “столовая” и детская площадка на заднем дворе. Если посмотреть на этот дом со стороны улицы, то оно выглядит вполне прилично, но с сзади оно было в полуразрушенном состоянии. Видно было, что оно горело и почти все перекрытия рухнули. Мы с Серегой конечно все равно полезли в него, просто не могли не полезть. Мне все это напомнило один из уровней игры “Return to castle Wolfenstein”. Потом мы поснимали этот дом на видео и вернулись к машине. Мы вернулись на дорогу, снова проезжая старые дома. Вообще же мне кажется, что это было очень старое поселение, может быть какая-нибудь вотчина какого-нибудь помещика: старая усадьба, церковь и все такое.
Следующая остановка была в деревне Глухово, в которой мы просто не могли не остановиться, как не могли бы не остановиться в деревне под названием, скажем Понарино или Просветово. Поняли прикол? Фамилия-то у Коли Глухов. Остановились еще и потому, что здесь мы увидели какую-то церковь. Она тоже была необычная – очень большая и почти целая, но тоже перекопанная внутри. Рядом с ней мы, кстати, сделали привал и не плохо перекусили. В этой деревне мы тоже увидели различные очень старые сараи и всякие хозяйственные постройки, а когда поехали дальше по нашему пути, то вообще увидели старое кладбище, обнесенное мощной кирпичной древней стеной, а справа от дороги обнаружилась какая-то кирпичная цилиндрическая башня непонятного назначения. Все увиденное опять навивало мысли о каком-то очень далеком времени. Во как!
В деревне Млевичи опять остановились и опять что бы рассмотреть церковь. Здесь она тоже была не совсем обычная. Сохранилась колокольня, причем нам с Серегой удалось проникнуть и на второй этаж по кирпичной лестнице, которая шла наверх прямо внутри толстенной кирпичной стены. До самой верхатуры мы как всегда не долезли, потому что следующие этажи были деревянные и совсем не сохранились, кроме нескольких здоровенных бревен перекрытий.
Рядом с колокольней высилось довольно высокой здание. Мы не поняли было ли оно частью церкви, но раньше оно соединялось с ней каким-то проходом-коридором, от которого сейчас уже совсем ни чего не осталось. Здание было прямоугольной формы и находилось в довольно хорошем состоянии – окна, двери и т.д. были на месте. Высокие двери были заколочены, но когда мы обошли строение, то нашли окно, через которое можно было проникнуть вовнутрь. Там тоже все было почти целое. Скорее всего это здание долгое время как-то использовалось, уж больно выглядело все как-то “не по-древнему”. С первого на второй этаж вела широченная двухпролетная лестница с кованым ограждением – совсем как в каком-то дворце. Нескольких ступеней не было, поэтому пришлось перепрыгивать довольно большую “пропасть”. Второй этаж в точности повторял первый: большие высокие комнаты, следующие одна за другой. Полы, кстати, были вскрыты во всех комнатах. Искатели херовы, и здесь опередили! Спустившись вниз, вернулись к Коле и отправились дальше.

Следующая остановка получилась в деревне со странным названием Грузины. Сама деревня тоже была необычная – видимо, это было довольно старое поселение, и угадайте кого? Грузинов. Дома и вся улица выглядела как-то не по-словянски что ли. Справа от дороги через небольшой ручей был перекинут необычный каменный мост. Дорога за ним уходила в недалекий лес, в котором можно было разглядеть могилы – наверно это было какое-то кладбище, но туда мы не пошли. Кстати, может и зря, потому что как я потом вычитал в Интернете в том лесу были развалины какой-то старой усадьбы, интересно было бы посмотреть. Сделав несколько снимков мы вернулись к машине и поехали дальше. До Торжка теперь оставалось совсем не много.
В городе решили сделать где-нибудь привал, что бы перекусить, а главной зарядить аккумулятор видеокамеры, ибо он уже почти сдох. На заправке бабка-кассир не разрешила нам воспользоваться розеткой – дура старая. Зато на соседней автомойке ребята-мойщики без вопросов показали где у них розетка за что получили price в размере 50 рублей – поди плохо. Теперь у нас было часа полтора, в течение которых мы кое-что перекусили и изучили дальнейший маршрут.
До конца дня мы планировали добраться до Осташкова и заночевать на берегу Селижаровского плеса, что не далеко от озера Селигер.
До Осташкова дорога предстояла долгая и нудная. Остановились только пару раз. Один раз в деревне, название которой на карте не указано. Рядом с ней трасса пересекает речку Осуга. В деревне мы увидели купола церкви, которая не была обозначена на карте. Подъехали посмотреть. Достаточно большая и не плохо сохранившаяся, поскольку тоже использовалась под какое-то производство в советские времена. Другой раз остановились за продуктами в магазине рядом с большой заправкой, не помню точно где.
Вскоре мы добрались до того самого Селижаровского плеса, на берегу которого планировали заночевать. Место искали довольно долго, так как хотелось все-таки у водички, а там все оказалось занято уже до нас. В конце концов, мы решили заночевать где-нибудь на противоположном берегу этого плеса и поехали дальше по трассе. За автомобильным мостом, по которому мы проехали, повернули налево прямо перед постом ДПС и, переехав через железнодорожные пути, поехали дальше. Километров через шесть миновали населенный пункт Сиговка, а еще через парочку свернули налево в сосновый лес на какую-то дорогу. И вот, наконец, вскоре, впереди себя между деревьев мы увидели воду. Выехали на берег. Лес тут подходит прямо к воде, а вдоль берега были несколько полян, на которых стояли палатки отдыхающих. Сначала это нас насторожило, но потом мы поняли, что ничего лучшего уже до темноты не найдем. К тому же, похоже, все отдыхающие были простые мирные граждане.
Нашли мы себе место и стали устраивать лагерь. Все было как всегда, только природа здесь конечно просто супер. Вода тоже была отличная, и мы наконец-то искупались. Единственная проблема – это дрова. Их вообще почти нет. Подлесок поблизости отсутствует, а все ветки с земли давно подобраны, поэтому пришлось довольно долго и далеко от лагеря, шастать по лесу.
В эту ночь был сильный дождь. Пленку на палатку мы не стелили, а натянули тент из не промокаемой ткани, который заблаговременно сшил Коля. Но дело в том, что натянули мы его под достаточно пологим углом и вода не стека по нему, а скапливалась в одном месте, где и начала просачиваться на палатку. Больше всего досталось Сереге – его спальник и он сам промокли в некоторых местах, как говориться, до основания.
С утра я проснулся, как всегда, раньше всех и вскоре разбудил Колю. Мой спальник тоже был немного мокрым, и мы решили развести костерок, к тому же все вокруг было сырым и хотелось тепла. Разводили мы его ну очень долго! Дрова были все сырые, да и дело что-то у нас не шло. Пришлось воспользоваться запасом бензина. И, о чудо! В один миг все загорелось. Немного посидев у костра, мы стали понимать, что явно не доспали. Вытащили матрасы на улицу и завалились спать прямо там. Проснулись где-то через час, вернее проснулся я и опять всех поднял. Теперь светило солнце и было как-то повеселее. Стали разводить костер и готовить еду.
После того как поели и собрали вещи, стали выбираться на асфальт. Кстати, на берегу в песке мы зарыли бутылку с посланием для самих себя. Дело в том, что мы обещали себе вернуться сюда и откопать эту бутылку.
Вернемся на асфальт. Прежде чем поехать дальше по нашему маршруту, мы решили заехать в Осташков и посмотреть на город. Он оказался довольно большим и каким-то старинным, особенно в северной его части вдоль берега Селигера – извилистые улочки, множество церквей и т.д. Засняли все это на видео.
Теперь нам предстояло добраться до города Андриаполя. Там, насколько я знал, тоже была война и мы надеялись что-то там найти. Поехали по самому короткому пути. Дорога до города со странным названием Пено была довольно однообразной. Остановились лишь два раза. Первый раз у дотов, которые были установлены справа и слева от дороги и прикрывали эту самую дорогу на Осташков. Здесь были установлены мемориальные доски и памятники еще в советские времена. Мы сделали несколько фотографий и отправились дальше. Второй раз сделали остановку у железобетонной пирамиды, похожей на ту которая стоит на рижском шоссе не далеко от Москвы. Здесь тоже дурят людей всякими пластмассовыми “заряженными” побрякушками. Когда мы проезжали рядом Коля попал под действие магических сил и странным загробным голосом приказал мне остановить машину. Мне стало вдруг страшно и я повиновался. Коля выскочил из машины и побежал в пирамиду. Вскоре он вернулся обратно довольный и с каким-то кольцом за 50 рублей. Круто! Я все это могу объяснить тем, что его дача находится не далеко от той пирамиды, что на рижском шоссе и он постоянно подвергается действию каких-нибудь “рекламных лучей сатаны”. Во загнул. А Серега тем временем прикупил странную рыбину – угря – за 150 рублей. Кстати, очень дешево по сравнению даже с Осташковом.
Поехали дальше. В Пено остановились на какой-то площади у магазинов что бы прикупить какой-нибудь еды. Городок понравился – маленький и какой-то суетной что ли. Да, есть еще памятник Лизе-разведчице. Сфотографировались рядом с героиней и поехали дальше.
Через некоторое время начался сильный дождь, но мы успели натянут на багажник пленку. Она вся надувалась от встречного потока, но все же как-то защищала. Дождь был хоть и сильный, но вскоре закончился, и снова вышло солнце.
Планировали остановиться где-нибудь в районе деревни Кремено. Пару лет назад в какой-то газете была напечатана большая статья про поисковиков, работавших в этом районе. Как там было написано здесь были довольно сильные бои и было напечатано название этой самой деревни. Поэтому мы и решили пошляться вокруг нее – может, что-то и найдем.
В деревне спросили у местного деда, знает ли он что-то о военной истории своей деревни, но ничего дельного он сказать не смог. Тогда мы свернули за деревней налево и поехали куда глаза глядят.
Ехали по довольно хорошей дороге и должны были вскоре въехать в деревню Коковино. Но вскоре мы поняли, что от этой деревни вообще ничего не осталось, однако дорога шла дальше, и мы поехали. Въехали в лес и продвигались уже по глубокой колее, находя удобные объезды. Через несколько сот метров выехали на поле. Оказалось, что это не поле а огромное болото заросшее молоденькими соснами и тянувшееся до горизонта. Вдоль кромки леса тянулась настоящая гать. Кто не знает, объясню. Труднопроезжую дорогу (в основном болота) выстилают стволами деревьев – бревно к бревну. Во время Великой Отечественной, между прочим, в тыл врага таким образом перебрасывали чуть ли не армии. Мы поехали по ней направо. Стали думать зачем же здесь эта гать. Пришли к мысли, что здесь под землей проходит газопровод и гать эта предназначена для его обслуживания. Ничего интересного здесь похоже не было и мы развернулись и поехали обратно, выбравшись вскоре на асфальт. Пропетляв вокруг деревни мы поняли, что без конкретной информации мы ни чего не найдем, поэтому поехали дальше.
До Андриаполя осталось совсем не много. Город оказался весьма интересным и состоял из двух частей, отделенных друг от друга Западной Двиной. В самом городе мы ничего смотреть не собирались и решили сразу же отправиться к югу от него до деревни Козлово, где якобы шли жестокие бои в свое время, во всяком случае в этом нас заверил местный житель. До деревни было километров семь. Извилистая дорога проходит по холмам вдоль реки и места там очень красивые. Отвлекаясь на всю эту красоту мы проехали наш поворот и пришлось возвращаться. Свернув на грунт мы увидели справа от дороги большое кладбище, а слева обелиск прямо у кромки леса. Подъехав к нему остановились и решили походить по лесу – может чего и найдем, но к сожалению кроме обсыпавшихся окопов ничего не нашли.
К этому времени нас окончательно сморило и мы решили здесь перекусить и отдохнуть, а за одно и решить куда ехать дальше. У нас было еще в запасе пару дней, поэтому приняли решение ехать дальше, правда не зная точно куда.
Выехали на дорогу и снова поехали к Андриаполю, намериваясь ехать в сторону довольно большого населенного пункта Бологово к северо-западу от города. Пришлось опять петлять по этому запутанному городу, в котором, кстати, нет ни одного указателя. В конце-концов мы справились относительно дороги и поехали дальше.
Некоторое время город как бы тянулся вдоль дороги своей застройкой, а вскоре началась какая-то промзона – корпуса, краны и прочий индастрил. Дальше было еще интереснее. Закончился асфальт, перейдя в грунтовку. В этом месте была конечная остановка какого-то автобуса и было похоже, что весь транспорт здесь разворачивается в обратном направлении и дальше не идет. Нам же надо было дальше. Было странное ощущение, что мы находимся там, где находиться нельзя. Дальше дорога была перекрыта шлагбаумом, но сейчас он был открыт и мы поехали дальше. Теперь вдоль дороги слева и справа от нее тянулись высокие заборы с колючей проволокой по верху. Они прямо прижимались к дороге и было ощущение, что едешь по какому-то коридору. Встретили еще несколько шлагбаумов, к счастью тоже открытых, а один раз пересекли даже ворота, которые в закрытом состоянии наглухо перекрывали дорогу.
Все увиденное мы приняли за зону и наверное не ошиблись. Дальше местность стала приобретать обычный вид и даже появились дачные дома. Однако чем дальше мы ехали, тем все дремучее казались нам эти места.
Вообще мы планировали до темна добраться до озера Бросно и перебраться на его противоположный северный берег по лесным дорогам и устроить ночевку где-нибудь рядом с церковью, которая была обозначена на карте.
Направо от основной дороги свернули, насколько сейчас помню, у деревни Жуково и дальше продвигались по довольно хорошей грунтовке, держа приличную скорость. Вскоре, как бешеные, пронеслись мимо какой-то бабки и ее коровы на привязи. Бабка понимающе проводила нас взглядом.
Места тут были уже совсем глухие – старые избы, та же бабка, ровесница прошлого века. Какого же было наше удивление когда мы увидели модный коттедж, совсем как в ближнем Подмосковье. Были и высокий забор и газон и т.д. На доме было приделано деревянное изображение какой-то рыбины. Мы подумали, что может это какие-то буржуи-рыбаки построили себе здесь времянку у берега озера – так, удочки хранить.
Миновав кусок крутого Подмосковья и еще несколько старых домов мы выехали на поле, а вскоре дорога пошла в лес. Почти сразу же началось довольно серьезное бездорожье. Мужики пошли на разведку вперед, а я стал аккуратно продвигаться дальше. Поначалу мы довольно успешно преодолевали глубокие ямы, но вскоре дорога совсем ухудшилась. Я тоже вышел, и мы пошли вперед выяснять, а стоит ли вообще ехать дальше. А дальше оказалось еще интереснее. Дорогу пересекало небольшое болотце и это было, похоже, самое трудное место. Однако я пошел дальше и вскоре увидел просветление среди деревьев. Видимо это было поле, на которое мы должны были выехать, если верить карте. Это обнадеживало. Мы вернулись к машине и стали продумывать траекторию движения. В наглую мы проехать явно не могли, и тогда приняли решение объезжать по обочине. Ширины проезжего участка было не достаточно, поэтому старался продвигаться крайне осторожно.
К сожалению, как всегда, подвели наши слабенькие шины и машина съехала в грязь, усевшись на брюхо. Начали думать, как отсюда выбраться. Раскачка не помогала – слишком хорошо сели. Тогда натянули лебедку и стали тянуть назад. Тянули, тянули и тут нас опять подвела эта лебедка, только теперь не трос, а слабенькая “собачка” в конструкции. Стали капать, но это тоже не очень помогало. Тогда решили воспользоваться старым проверенным способом – подставляли домкрат под бамперы, вывешивая машину и вынимали землю из под нее. Эх, хай-джек бы сейчас. Через час наших мучений мы все же выехали на более-менее сухое место, но теперь надо было как-то разворачиваться в этом узком месте, поскольку дальше мы решили уже не ехать. Пришлось пятиться задом в лес прямо в чащобу, подминая под себя деревья. Развернулись.
Дальше ехали по старому пути, но совсем скоро я чуть не схватил диагональное вывешивание – переднее левое колесо скатилось в левую колею, а заднее правое в правую. Я понял, что сейчас опять усажу машину на брюхо, но почему-то я дал полный газ. В один момент машину развернуло на 90 градусов и колеса каким-то чудом зацепились за края колеи. Странно, но все же мы не сели здесь. Жалко, что не сняли этот пируэт на видео.
Оставшийся путь до деревни проехали успешно, въехав в нее уже в полной боевой раскраске. Да, опять видели ту бабку на обочине. Клевая бабка.
Вернувшись на грунтовку, повернули направо и поехали дальше. Мы уже не думали добраться сегодня до того озера – дело было к вечеру, а просто хотели найти место для ночевки. Вскоре доехали до Торопацы. Кстати, места тут очень красивые. Вдоль дороги, слева от нее, протягивается озеро Струдно, а сама местность очень холмистая. На закате все это выглядит очень красиво.
На дороге, по которой мы сейчас ехали, можно устраивать настоящие ралли-рейды. Скоростная, извилистая грунтовка. Мы устроили здесь не большую гонку, засняв ее на видео. А в одном месте, у крутого поворота даже высадили Колю с камерой, а сами вернулись назад, что бы заснять наш эффектный проезд. Получилось не плохо.
Прямо перед Торопацей свернули налево и поехали подальше от основной дороги искать ночевку. Теперь мы ехали по еще более извилистой дороге с огромными перепадами высот. Дух захватывало, когда мы в очередной раз “обрушивались” с какого-то очередного холма. Пожалуй, более эффектно мы еще не ездили ни где.
Вскоре миновали деревню Курцево, но подходящего места не нашли – слишком многолюдно здесь было. Еще через километр свернули направо в сторону деревни Козлово Село, а еще через некоторое время уперлись в ручей. Миновать его можно было либо по узкому мосточку, либо прямо по воде. Мне показалось, что здесь не очень глубоко и я тронулся вперед немного разогнав машину. Колеса стали вязнуть в мокром песке поэтому я поддал газку, но на самом выезде из воды вдруг умерла вся электрика и машина заглохла. Ребята вылезли по очереди на капот и попрыгали на берег, а я полез на багажник доставать полиспаст, поскольку думал, что придется им вытягивать машину на сушу. Передал его на берег, а сам вернулся в машину. Решил попробовать завестись и завелся с пол оборота. До сих пор не знаю, почему мы тогда заглохли. Может слишком высокую волну подняли, а может виноват электровентилятор, который я забыл выключить перед преодолением брода и вода залила провода.
Дорога через деревню Козлово Село тоже была испытанием – почище чем в некоторых глухих лесах. Но мы видели, что у домов стоят разные легковушки и думали, что проехать здесь мы были просто обязаны. Кстати, здесь мы видели и новые иномарки, и у всех этих машин были московские номера. Далековато для дач. У последнего дома, в конце деревни мы увидели Mercedes G-класса и его хозяина – деда не деревенской наружности с огромным мачете на поясе. Он помахал нам рукой вслед. Брат!
От деревни отъехали совсем не далеко. Дорога пошла в лес и мы остановились у его кромки. От деревни нас отделял только холм, а по расстоянию было где-то метров 800. Найдя место поровнее стали обустраивать ночевку. В дополнение к ужину мы с Серегой съели угря – вкусно, особенно с пивом. Перед сном, уже по темному, сходили по дороге в лес. Дальше проехать явно мы не могли – дорога эта была для лесовозов. Вернувшись домой, легли спать. Вырубился я сразу.
Утро выдалось просто отличным. Я опять проснулся раньше всех, но довольно поздно. В палатке было невыносимо жарко – стояли мы в поле, поэтому солнце долбило напрямик и наше жилище нагрелось до предела. Сегодня мы все выспались и совсем не мерзли, поэтому настроение было отличным. Быстро поев и собравшись, мы тронулись дальше.
Планировали вернуться на вчерашнюю грунтовку и ехать дальше по маршруту. Когда подъехали к вчерашнему броду решили сделать тут несколько фотографий – машина в воде, машина на мосту, мы рядом с машиной, машина рядом с мостом, ну и так далее… Дальше стали снимать на камеру прямо из машины нашу скоростную гонку по рельефу. Ощущения супер, а вот на видео получилось все же не то.
В Торопаце остановились у местных жителей, что бы спросить дорогу к озеру и к той церкви. Три человека говорили нам абсолютно разные вещи, причем все они стояли рядом, поэтому мы решили заехать в саму деревню и справиться там. Подъехали к магазину на центральной улице. Купили там что-то пожевать и спросили дорогу, и узнав приблизительный путь поехали.
Проехали через старый коровник к северу от деревни и вскоре остановились, что бы поговорить с дедом и бабкой, которые пасли на поле стадо коров. Дед сказал, что мы едем правильно и мы поехали дальше. Вскоре дорога совсем стала исчезать, так как похоже по ней не ездили уже давно. Сомневаясь, мы все же решили развернуться и поехали обратно. Проезжая опять рядом со стадом мы увидели, как нас пытается остановить тот же дед. Он стал говорить, что ошибся и сказал, что нам надо вернуться в деревню и ехать в сторону какой-то старой фермы, и он показал рукой в сторону, где мы увидели старые коровники и сараи.
Мы были там уже через несколько минут, а вскоре двигались по полевой дороге. Она тоже казалась нам не езженной, но пока мы не останавливались и продолжали движение. Где-то через километр она вошла в лес и здесь началось бездорожье. Ребята вышли, и помогали мне продвигаться проверяя дорогу, которая представляла из себя не очень глубокую колею. Трудность была в том, что бурная растительность подступала в плотную прямо к дороге, и объезжать буераки было просто не где. С каждым метром дорога становилась все хуже и я уже знал, что скорее всего мы не проедем здесь далеко. К тому же местность здесь была болотистая и сырая, и нас окружали просто тучи слепней – на Серегиной заднице одновременно сидело несколько сот этих тварей. Плюс ко всему солнце рубило безжалостно, и в машине была не выносимая жара, а окна не откроешь – зажрут!
Помучившись еще не много мы решили все таки вернуться назад. Развернуться тоже было весьма проблематично, но мы нашли место где деревья были потоньше, я поддал газку и в несколько заходов машина развернулась.
Минут через несколько мы были в Торопаце и приняли решение двигаться с сторону населенного прунктна Бологово. Все же ехать по обычной дороге нам ни как не хотелось – ни для этого мы сюда забрались, поэтому вскоре мы свернули направо на какую-то дорогу. Дорога эта, судя по карте шла через деревню Кунавино к Бологово и была довольно прямолинейна. Мы поехали, но вскоре стали замечать, что уходим все как-то правее и правее, однако дорога была довольно накатанная и мы продолжали ехать по ней. Проехали мы по ней километров восемь по лесу и с километр по полю, и наконец увидели деревню которая называлась, как мы узнали у местного деда, Кушниково. Дальше миновали Кунавино и поехали уже дальше на приличной скорости по вполне хорошей грунтовке.

Бологово оказалось довольно большим населенным пунктом и наверное было очень древним. Застройка – одноэтажные обычные деревенские дома, среди которых попадались довольно старые; на улице полно народу и куры, куры, куры…Необычным было и то, что центральная улица была вымощена настоящим булыжником – средневековье! Проехав деревню и обогнув одноименное озеро мы развернулись и теперь двигались почти на юг, в сторону деревни Пожня.
Булыжная дорога, которой мы так удивлялись в начале, теперь стала надоедать, но нам ничего не оставалось делать как ехать дальше. Ничего интересного вокруг себя мы не видели и это тоже не добавляло нам радости. Надо сказать, что в тот момент мы были в каком-то подавленном состоянии – едем молча, ничего не происходит – жопа! Коля вроде сел за руль, но после нескольких моих наездов молча остановил машину и сказал, что больше не хочет рулить. Чувствовался какой-то напряг. Вообще-то, мы сюда ехали посмотреть на церкви, которые если верить карте располагались в деревнях, прямо рядом с дорогой, но к нашему удивлению мы не встретили ни одной из них, наверно они были все разрушены.
Кое что интересное мы все же увидели. Миновав деревню Головково и проехав небольшой мост мы очутились на перекрестке каких-то широченных грунтовых дорог. Поехали прямо. На обочине увидели вывеску, что мы въезжаем в какой-то заповедник, а через несколько километров увидели предупреждающий знак примерно такого содержания – “опасно, внимание медведи”, и нарисованный косолапый. Ночевку здесь я бы не стал устраивать. Да, глухомань, однако!
Едем дальше. Навстречу иногда проезжают самосвалы с песком. Вскоре мы вообще увидели настоящую стройку – всякие грейдеры, грузовики и т.д. По размаху работ можно было понять, что здесь строят МКАД местного значения, ни как не меньше. Не обычно было это все тут видеть.
Вскоре дорога опять превратилась в обычную грунтовку и до Пожни мы двигались опять не интересно и ломая подвеску об эти чертовы булыжники. Дорога эта была видимо очень старая, но судя по булыжному покрытию раньше она являлась какой-то важной транспортной артерией. Вдоль нее, кстати, стояли старые каменные или железобетонные километровые (а может и верстовые) столбы, но, к сожалению, без табличек. Я бы взял одну. Шутка!

У Пожни въехали на асфальт, повернув налево, и поехали в сторону городка Торопец. До него тоже ничего интересного мы не увидели. У деревни Почеп, не далеко от дороги, тоже искали церковь, но опять ничего не нашли. Единственное что понравилось эта сама дорога. На некоторых ее участках были большие перепады высот и крутые повороты. Ехать было прикольно, и иногда казалось, что мы просто падаем с очередного холма – дух захватывало! Перед городом нас остановили менты, долго ковырялись в доверенностях, но так ничего и не найдя отпустили нас с миром. Где-то в это время я обнаружил, что оторвался передний амортизатор по сварке, в месте, где я подваривал еще одно кольцо – видимо сказалась езда по булыжной дороге.
Торопец проехали насквозь без остановок, поэтому сейчас я толком и не помню, что там было интересного. От города поехали в сторону трассы М9, намереваясь свернуть в одном месте, что бы посмотреть на церковь. Свернули налево где-то через три километра после деревни Речане и поехали уже по песчаной дороге. В деревне Хворостьево увидели церковь, которая не была обозначена на карте. Мы с Серегой полезли смотреть. Увидели мы то, что видели всегда – разруха, вскрытые полы и т.д. На удивление здесь мы обнаружили отлично сохранившуюся роспись, в некоторых местах она вообще была как новая. Пофотографировав, мы пошли к машине. Проехав метров 50 по деревенской улице увидели старое здание клуба и еще какой-то старый дом. Клуб мы пробомбили конкретно, набрав кучу каких-то советских пропагандистских журналов, с прикольными картинками и не менее прикольными текстами, которые Коля нам зачитывал по пути. Ржали до боли в животах.
Едем дальше и вскоре въезжаем в сосновый лес. Сворачиваем налево и через некоторое время видим перед собой гладь какого-то водохранилища. Совсем как на Селигере, только высокие обрывистые берега, даже есть большой палаточный лагерь каких-то туристов. Останавливаемся, что бы перекусить. Купался только Серега, вода говорит отличная. Поев, выезжаем на дорогу и едем дальше, к церкви, которая на карте была обозначена. Через несколько километров мы ее увидели. Она была довольно необычная – цилиндрическая и довольно большая в диаметре, и ни каких пристроек, даже колокольни не было. Изучить ее поближе нам не удалось, так она была закрыта на замок, ограничились лишь снимками. Поехали дальше, намереваясь выехать на трассу М9, но проехав пару километров поняли, что дорога дальше слишком трудная для нашей машины и мы развернулись. Кстати не зря, потому что выяснилось, что одна из пленок случайно была засвечена, а мы хотели что бы фотографии предпоследней церкви у нас были. Добрались до нее по уже известной нам дороге, а после того как Серега сделал снимки вернулись на асфальтовую дорогу, и вскоре уже были на трассе М9 – ура!
Поход наш уже подходил к концу, но была еще одна ночевка впереди, поэтому мы стали думать, куда же нам отправиться. Ехать нужно было только поближе к Москве, в противном случае мы просто бы не успели домой в срок.
Я предложил посетить одно интересное место, относящееся к войне. У одного приятеля дача располагается на рижской трассе, в районе населенного пункта Княжьи Горы. Рассказывал он, что в тех лесах его отец и мужики находят до сих пор много военного (в основном немецкого) барахла. Что-то найти мы особо не рассчитывали, но хотели хотя бы увидеть какие-нибудь признаки военной поры.
Решив посетить это место, мы поняли, что нужно сегодня засветло добраться как можно ближе к нему, а уже с утра углубиться в тот район. На М9 давлю на газ и начинается многочасовая гонка из пункта А в пункт Б. Едем 100-110 км/ч. Ничего интересного не происходит – скукотища! Примерно через 170 км проезжаем Ржев, и еще через 60 км сворачиваем на Княжьи Горы.
Уже темнеет, поэтому надо было срочно искать место для ночевки, но сначала надо было найти источник питьевой воды, потому что ее у нас не было совсем. Княжьи Горы – довольно большой населенный пункт – очень большая деревня, и не маленький завод (союзного масштаба) по переработке древесины. Однако ни одного колодца мы не нашли. Какая-то пьяная тетка сказала, что очень чистую воду можно набрать в источнике в деревне Красный Сад. Туда-то мы и поехали.
Колька пошел с 10-и литровой канистрой непосредственно за водой, а мы с Серегой ждали в машине. За…….лись ждать! “Наверно вода была очень далеко” - думали мы. Когда же мы увидели как Коля несет ту канистру, то поняли, что не ошиблись – ходил он чуть ли не до леса, который был совсем не далеко от горизонта.
Завелись и поехали дальше. Думали проехать по лесной дороге на деревню Безумово, но мужик у последнего дома сказал, что не проедем. Уже темнело, поэтому мы решили вернуться немного назад и углубиться в лес. Поехали. Возвращаться до Княжьих Гор мы не хотели, поэтому свернули на лесную дорогу не далеко от деревни. Разбили ночлег совсем близко от дороги, так как дальше начиналось бездорожье, а уже хотелось баеньки. Вечер был как всегда – поели, попили, ну и, конечно же, вечерний променад.
Пошли по узкоколейке, которая шла на запад. Видно было, что ей еще пользуются, поскольку многие шпалы были совсем новые. Прошли километра два. Совсем стемнело, и мы повернули назад, так как ничего интересного мы не видели. Только Сереге не понравилось это решение. На наш вопрос, сколько же идти, он ответил – “До конца”. В этой фразе весь Серега! Все же мы пошли обратно. Вернувшись домой, завалились спать. Ночь прошла спокойно.
Кстати, насчет той узкоколейки. В интернете я искал любую информацию касаемо того района, так как и сейчас планирую вернуться туда, и нашел сайт любителей узкоколейных железных дорог. Ребята, помешанные на этом деле, снаряжают экспедиции на узкоколейные дороги – изучают, составляют карты и так далее. Тоже интересное занятие, между прочим. Так вот я узнал, что княжьегорская сеть в свои лучшие времена (читай - советские) насчитывала до 80-ти километров путей с множеством мостов, выемок и т.д. Сейчас же эксплуатируется только сравнительно небольшой участок дороги, который идет на запад и по которому мы прошли пару километров. По ней и вывозится лес к заводу. Ребята же исследовали заброшенную ветку, которая идет в Смоленскую область и сделали интересные фотографии мостов. Не знаю, нашли ли они, что-нибудь касаемо войны, но район там судя по всему действительно заброшенный. В общем, нам туда.
Утром я как всегда проснулся раньше всех и принялся за разведение костра. Правда сначала пришлось изрядно пошарить по лесу в поисках приличных дров, а то кроме лапника особо ни чего и не было. Вскоре поднялись и остальные, и мы принялись готовить завтрак, поковать шмотки и т.д. Нам предстоял последний день нашего похода. В последнее утро всегда, лично у меня, настроение не очень – домой все-таки, поэтому последний день хочется провести не забываемо и в этот раз нам это удалось – впечатлений полно. Итак!
Выезжаем на дорогу и через несколько минут возвращаемся в Княжьи Горы. Теперь перед поселком поворачиваем направо и едем по грунтовке в сторону деревни Селяево. Вообще мы планировали добраться до Яузского водохранилища по лесным дорогам через населенные пункты Тупицино и Кучин, которые обозначены на карте, и дальше по какой-то старой дороге, которая тоже имелась на карте, на Аржаники.
На деле же все получилось не совсем так. Тупицыно мы, наверное, проехали, а вот дальше мы сбились с пути. Были ли мы в Кучино не знаю, зато проезжали большие поля, размеченные под дачные участки, которые были освоены очень мало, но люди там ковырялись. Потом и они закончились, и дорога стала совсем плохая. Дальше довольно крутой поворот направо и старый деревянный мост через какую-то речку. Теперь мы были лицом к югу и, вроде, двигались правильно. Выезжаем на поле и едем в довольно крутую горку. Поднявшись на холм, забираем потихоньку на запад. Дорога становится трудно различимой. Прямо посреди поля въезжаем в какую-то пологую ямку, на дне которой опять умирает вся электрика, прямо как пару дней назад в ручье. Это уже становиться подозрительно – здесь никакой воды нет, и я начинаю думать, что проблема и в том ручье была не в воде. Ладно, надо как-то чиниться. Пробую открыть капот, но он не поддается. Такое уже бывало при сильной жаре – видимо нагревается и сжимается пластиковая оплетка троса открытия капота и защелка не отходит до конца. Долго дергаю за рычаг, что-то там ковыряю, но результата ни какого. Через некоторое время Коля подходит и, дернув один раз за рычаг, отпирает капот. Чудеса! Наверно помогло то кольцо за 50 рублей с Селигера. Я проверил клеммы на аккумуляторе и попробовал завестись. Завелись. Странно все это.
Едем дальше и вскоре въезжаем в лесок, а дальше опять на поле. В конце него опять в лес. В этом месте следы какой-то грузовой машины, которые все это время были перед нами, развернулись и пошли в обратном направлении. Здесь же было и кострище, в котором были какие-то железки, о предназначении которых мы тогда не догадывались.
Дальше уже я один в машине, а ребята идут впереди, проверяя дорогу. А она совсем разбита – видимо по ней не ездили очень давно. Проехали метров триста, после чего мы с Серегой пошли на разведку и ушли довольно далеко. Увидели мы мало утешительного. Огромная колея для тракторов, залитая водой, но объезд был возможен почти везде – обочина, слава богу, позволяла. Кстати, мы постоянно видели под ногами следы какого-то УАЗа, который как-то проехал дальше. Вернувшись назад мы посоветовались и решили, что дальше ехать не стоит – трудновато все-таки, да и безрассудно на одной машине.
К этому моменту мы поняли, что едем все-таки не туда – все больше к западу, а нам надо на юг. Возвратились назад на поле к тому овражку, в котором заглохли. От него шла еще менее заметная дорога левее, т.е. к югу. Поехали по ней.
Метров через 400 она входит в лес. Едем, и вдруг я обратил внимание на какую-то табличку, закрепленную на дереве, слева от дороги. Глушу мотор, и мы идем смотреть. Оказалось, что это предупреждение для охотников по поводу наличия у них охотничьих путевок. Пофотографировались и вернулись к машине, что бы поехать дальше. Коля с Серегой пошли дальше пешком, а я за рулем. Только сел, как вдруг опять что-то обратило мое внимание, только теперь справа от дороги. Я торможу и иду туда. Оказалось какое-то старое кострище. Ковырнул золу и вижу кучу ржавых гильз. Наконец-то, хоть что-то интересное и по теме. Кричу мужикам, что бы шли скорее сюда. Серега подходит первым, а Коля идет где-то в стороне и прямо на ходу задает вопрос: “Серега, тебе каска нужна”. Мы поняли, что он нашел что-то интересное. Это была ржавая советская каска, которая весела на суку на дереве. К сожалению, она была ржавая насквозь. Поковырявшись в кострище, находим кучу разных гильз, разобранные гранаты и т.д. Нашли и небольшие железные планки, в которых были укреплены, видимо винтовочные патроны. Серега вдруг говорит, что видел такие же в предыдущем кострище. Значит и там можно найти что-то интересное.
Решив, что все это найдено в окрестном лесу, принимаем решение немного походить по нему, на предмет поиска. Я загоняю машину вглубь леса, и, взяв с собой фото, видео и лопату мы идем на поиски. Расходимся, что бы исследовать большую площадь леса. Коля идет почти параллельно дороги, а мы с Серегой подальше в лес. Через некоторое время Коля кричит нам, что бы мы шли к нему. Подхожу и вижу, что Коля стоит на краю глубокой ямы, а в ней на дне и стенках куча стреляных гильз. Понимаем, что это видимо стрелковая ячейка, которая отстояла от дороги совсем на небольшое расстояние. Стоим, думаем, как вдруг слышим возглас Сереги, который шел к нам. Подходим к нему, и он показывает нам рукой на большую старую ель, в которую вбита саперная лопатка. Деревянной ручки уже нет, а сам металл весь в ржавчине. Вбили ее сюда очень давно, поскольку из раны на стволе дерева вытекло огромное количество смолы.
Интересно, кто ее сюда вбил – может сам владелец этого шанцевого инструмента, что бы напомнить кому-то о себе. Странное ощущение – стоять и знать, что пол века назад, на этом же самом месте тоже стоял боец, или лежал в том окопчике, держа отведенный ему рубеж, а может, здесь шел настоящий бой и кто-нибудь отдал здесь свою жизнь. Лично мной овладевает волнение, когда я нахожусь в подобных местах.
Теперь идем исследовать окоп. Немного капнув, натыкаемся на большое количество гильз, которые лежат совсем близко, прямо под дерном, и глубже, в земле. Все одинаковые и стреляные, но в гораздо лучшем состоянии, чем в кострище. К сожалению здесь мы больше ни чего не нашли. Без металлоискателя это, наверное, не возможно. Теперь мы точно знали, что здесь была война, и это придавало нам новые силы и оптимизм. Вперед!
Дальше дорога представляла сухую глубокую колею. В машине я находился один, потому что рельеф был достаточно сложный и острый что ли. Здесь я получил наверное самое большое удовольствие от внедорожного вождения – медленное продвижение вперед, где надо думать и много вертеть головой по сторонам и где без сторонних наблюдателей тоже не обойтись.
Метров через двести мы остановились у какой-то большой ямы. Наверно это была воронка. Рядом с ней валялись еще какие-то железки и даже переднее крыло от мотоцикла. Едем дальше. Пересекли несколько полей, а посреди одного из них в низине – ручей. Кстати, довольно опасное место – если бы я упустил колеса в колею или, еще хуже, на обочину (в ручей), не знаю кто бы нас оттуда доставал.
Взобравшись наверх, снова въезжаем в лес. С этого момента началось достаточно серьезное бездорожье. Через каждые 20-30 метров глубокие ямы, наполненные водой. Объезжаем их справа или слева по высокой траве, заранее прощупав объезд. Каждая следующая яма сложнее предыдущей, поэтому решаем заслать вперед разведку.
Пошли мы с Серегой. Дорога дальше становилась все хуже, так что мы не жалели, что пошли дальше пешком. Мы видели несколько совсем сложных мест, где казалось нам совсем не проехать. Сложность была и в том, что объезжать все эти ямы было не где – дорога шла по болоту, поэтому съезжать в высокую траву было опасно.
Кстати, здесь мы опять видели следы какого-то джипа у себя под ногами. Похоже, это были следы узких шин УАЗа. В некоторых местах к дороге или от нее примыкали или уходили другие, но они были совсем не проезжие. Дошли мы до места, где дорога постепенно стала уходить левее. Здесь было что-то типа поляны, где все было перерыто следами каких-то машин. Наш предшественник УАЗ объехал все это прямо по лесу. До этого момента мы еще думали о возможности ехать дальше, но теперь для нас стало ясно, что дальше мы не проедем.
Пошли назад. Теперь все эти буераки казались уже не такими страшными, но то месиво… Коля сидел на поваленном дереве и жевал печенье, запивая газировкой. Мы тоже отдохнули и развернувшись, поехали обратно.
Когда выехали на поле, мы с Серегой решили пройтись по округе. На соседнем лесном островке посреди этого поля ни чего интересного не нашли, а вот в том же лесу, где нашли ту стрелковую ячейку обнаружили еще один окопчик, но пустой. Видимо здесь тоже проходил какой-то рубеж, или, скорее всего продолжение того.
Выбираемся по тому же пути, что и ехали сюда – ничего интересного. У выезда на М9 останавливаемся у заправки, на которой были уже очень много раз. Заправляемся, перекусываем, доснимаем последнюю видеокассету и едем к Москве.
В город въезжаем в полной боевой раскраске. Остановили меня уже когда я завез Серегу и ехал домой. На набережной меня и тормознули, но мент оказался хорошим мужиком и отпустил без всякой нудной болтовни. Непередаваемое удовольствие ехать в таком виде среди потока чистых городских машин. И шмотки на багажнике – круто!
Вот и закончилось наше очередное авто путешествие. Впечатлений куча. Вообще каждое наше последующее приключение оказывается все интереснее, мы отваживаемся забираться все в более дремучие места. Грязи все больше и больше.



E-mail: NivaVoevod@mail.ru
Hosted by uCoz