Домой
Походы
ПокатушкиФотографииЖелезо


В ПОЛКУ ПРИБЫЛО... (Тверская область май 2004г)

Первое внедорожное событие 2004 года. Как всегда собрались на майские праздники помесить грязюку и посмотреть интересные места. Маршрут, по которому поехали, был составлен мною еще в том году. В этот раз мы, как бы, продолжили прошлогоднюю поездку, когда мы с Серегой прокатились по деревням с церквями, не далеко от города Кимры. Тогда мы остановились на деревне Николо-Неверьево, на дороге от села Ильинское, поскольку времени не было продолжить поездку. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что в районе к северу от этого населенного пункта, имеется большое количество деревень с церквями. Еще я планировал заехать в несколько заброшенных деревень, которые располагаются совсем близко друг от друга. Такие были планы.

В этот раз мы поехали на двух машинах. Коля купил себе Ниву за пару месяцев до этого. Машина примерно такого же состояния, что и моя, только кузов немного посвежее. Никаких доделок на тот момент на ней не было, так что я думал, что мы будем ездить там, где бы мы ехали на одной машине (как я ошибался!). Резина на этой машине стоит Таганка М-267 "Буран", и особого доверия я к ней не испытывал, потому что думал, что из всей более-менее стандартной резины лучше Камы-Флейм нет. Оказалось, что эта резина ведет себе совсем не хуже моей, единственное, что мне не понравилось, так это то, что Колькину машину немного носило по грязи при неспешной езде.

Нас было четверо, поэтому наш вес и вес провизии распределился более-менее равномерно, и на каждую машину его приходилось не так уж и много. Я окончательно утвердился в мысли, что на одну Ниву должно приходиться по два человека со всеми вещами. А вещей в этот раз было прилично. Теперь мы были подготовлены к бездорожью получше. У нас имелась бензопила Партнер-350, которая была куплена совсем не давно для дачных нужд, хотя при покупке я сразу планировал ее использовать во всех внедорожных мероприятиях. Заранее было приобретено 25 метров стального оцинкованного троса диаметром 6 мм. Его я планировал использовать вместе с Хай-джеком как лебедку. Все это лежало в моей машине, плюс все палатки, почти все спальники, ну и личные вещи. В Колиной машине была канистра на 20 литров, две запаски (одна на штатном месте - Вли-5, другая в салоне за сидением - какой-то новый Бриджстоун), плюс личные вещи.

Четвертым был мой новый знакомый Виталий. По возрасту старше нас, но по характеру такой же искатель приключений, как и мы. Поскольку он ездил в моей машине, а я ехал, в основном, первый, то Виталик и был нашим штурманом в этом походе. Он, кстати, первым поддерживал мое рвение залезть в какой-нибудь заброшенный дом. У остальных подобных желаний было по меньше.

С утра пораньше я, Серега и Виталий встретились на Планерной и поехали в город Дмитров, где должны были встретиться с Колькой, который подъезжал туда со своей дачи. После встречи и знакомства, мы распределили вещи по машинам и поехали дальше до Талдома, в котором посетили местный рынок и закупили основные продукты. До Кимров доехали быстро и без происшествий. В этом городе задержались только, что бы купить пленку для фотоаппаратов и батарейки. Кстати, в этот раз у нас не было с собой видео камеры, зато у Сереги был какой-то мощнейший фотик, с не менее мощным объективом, который представлял собой огромную трубу. Когда Серега нас снимал, за этой трубой не то что фотоаппарата не было видно, мы самого Серегу не видели! Виталик вез с собой безотказную мыльницу.

От наших прошлогодних деревень мы поехали дальше на север, стремясь к деревне Печетово, в которой, суде по карте, находилась церковь. Наш путь проходил по обычной разбитой грунтовке, в некоторых местах которой, по обочинам, мы видели остатки снега. Хотя солнце и припекало, мы поняли, что ночки будут те еще!

В деревне мы увидели огромную церковь в более-менее нормальном состоянии. Было видно, что она находится на реставрации. Крыша в некоторых местах была покрыта оцинковкой, но в основном она сохранилась полностью, кресты на куполах еще сверкали позолотой, двери закрыты. У входа мы увидели табличку, из которой следовало, что это храм Дмитрия Солунского, построенный в 1835 году. Слева от входа имеется древнее захоронение, но подновленное и с новыми крестами, у основания которых лежали цветы. Сама деревня оказалась достаточно большой, со своим клубом, магазинами, автобусной остановкой (с автобусом даже!).

В само здание храма мы не попали, так как все было закрыто, но через окна нам удалось разглядеть внутреннее убранство. Было видно, что это одна большая стройка, хотя может там и проводятся службы. Зато мы заглянули в подвал. В стене был проем и мы с Серегой туда спокойно прошли. На грязном земляном полу были лужи и всякий хлам. В дальней стене тоже было проломоное отверстие, заглянув в которое мы увидели подвальные галереи. все они были завалены землей, но, в принципе, пролезть можно было. Кирпичную кладку сводов поддерживали деревянные полукруглые стропила. сняв это на фото мы вернулись к машинам и тронулись дальше.

На ближайшее время у нас были планы добраться до двух заброшенных деревень - Скриплево и Дубье, к которым мы планировали пробиться по обозначенной на карте дороге со стороны деревни Степаново. Эту деревню оказалось не просто найти. На карте в этом районе, что-то явно напутано с дорожной сетью, а указатели названий населенных пунктов, коих здесь было много, мы не видели вообще. В итоге не с первого раза, но все же мы нашли эту деревню и съезд в поле.

Как только съехали, то сразу увидели перед собой препятствие - огромную лужу. В ней-то я и приземлился! Коля проехал эту, первую для себя, засаду очень аккуратно по сухой обочине и встал на против меня в поле. Длинного капронового троса хватило как раз. В натяг, Коля вытащил меня легко и не принужденно! Мы поняли, на сколько же проще ездить на двух машинах! Дальше мы стали продвигаться по полевой дороге, ориентируясь только на северо-западное направление. Умудрились еще пару раз несерьезно сесть - воды полно! Метров через 700 уперлись в ручей, через который проехать с наскока было не возможно. Здесь-то и пригодились мои болотные сапоги!

До противоположного берега я добрался минут за 10, проваливаясь в некоторых местах довольно глубоко. Все остальные стояли на сухом, дожидаясь моего возвращения. На мой взгляд проехать было просто не возможно, но я надеялся на наши средства. Колька сразу же заявил, что надо ехать. По самой колее ломиться было бесполезно - слишком глубоко, поэтому поехали левее от нее, прямо по молодому лесочку, хотя и тут были колеи, но не такие страшные. При помощи бензопилы я расчистил Кольке дорогу от крупных деревьев, сразу же подкладывая их на предполагаемую траекторию. На мое удивление оп проехал довольно далеко, но в какой-то момент его колеса по правому борту соскочили в колею и машина уселась на брюхо. Я тоже попробовал побуксовать в раскачку, но все было бесполезно. Началась работа по вытаскиванию. Дергать моей машиной мы пока не хотели, да и заезжать сюда мне тоже не улыбалось. В это время Виталик сходил вперед и вернувшись, сказал, что путь дальше не лучше. Но пока мы и не думали ехать назад (наивные!). В конце-концов мы спилили толстое дерево и, вывесив машину, подложили бревна под колеса. Опять не хочет. Надо тянуть назад, но цеплять вообще не за что. В общем, мы решили соединить все троса в один конец, и я, стоя на "сухом" поле, сдвинул бы Кольку. У нас получилась длина метров 60, поэтому примерно по середине стоял Серега и давал нам отмашку, ибо Колину машину я не видел вообще из-за высокой травы. Каждый раз, когда я начинал тянуть, мои колеса срывались в букс и уже моя машина хотела закопаться. Приходилось дергать все сильнее и сильнее, и в какой-то момент я почувствовал, что машины пошли. Тут я увидел Колькину Ниву: она прыгала над травой довольно высоко! Коля немного волновался за днище машины, так как сказал потом, что чувствовал все пеньки, которые продирали низ. После этой двухчасовой эпопеи, дорога выглядела просто убитой, а мы устали так, что сегодня уже и не планировали пробиться вперед. Но это не значит, что мы отказались от наших целей, просто решили отложить это до завтрашнего утра. Думаю, ехали мы правильно, так как на той стороне препятствия мы видели столбы с оборванными проводами. Куда же они могут вести, если не в заброшенную деревню?

Место для ночевки искали тоже довольно долго. Точнее место-то мы заприметили, а вот подъехать к нему оказалось не просто. Вырвавшись из плена, мы поехали правее по кромке этого ручья который отделял нас теперь от небольшого поля и леска, куда мы и стремились. Через этот ручей мы видели несколько проездов, но после того как я промерял их сапогами, мы начинали искать другой подъезд - застревать очень не хотелось. В конце-концов, мы нашли более-менее сухое место и пропрыгав по кочкам, выбрались на небольшое поле. Еще минут двадцать мы осматривали кромку леса на предмет нормальной сухой полянки. Не нашли! Нету тут сухих полянок - снег только сошел!

Выбрали посуше, и углубившись немного в лес, стали готовить стоянку. Пришлось нарубить побольше лапника, чтобы повыше приподнять палатки, пленка тоже помогла. Вечер прошел нормально, макароны с тушенкой и прочая снедь, как всегда были вкусны. Перед сном мы пошли на прогулку. Двинулись в сторону того ручья, надеясь найти путь на завтра посуше. Не нашли, но зато нашли нормальную дорожку, которая уходила немного правее. Мы с Серегой прошли по ней с километр, не найдя ни чего непреодолимого для нас и решив, что завтра мы ее проверим. К этому моменту мой новый фонарь окончательно умер. Светит он конечно очень хорошо, но его необходимо постоянно подзаряжать, что мы и проделывали постоянно при помощи автомобильной зарядки.

На утро были проблемы с машинами. Сначала завелась и заглохла Колина. Ни какие наши потуги не помогали, и в конце-концов умер его аккумулятор. Решили прикурить от моей, но и моя отказалась заводиться. Стали проверять и ее. Искра есть, но не заводится - что-то с карбом. В итоге она все таки проперделась и завелась - явив миру огромное черное облако из своей утробы! Во как! На Колиной машине пришлось выкручивать свечи и заменять моими запасными, ибо его оказались залиты бензином. Выкручивали мы их долго и упорно, так как Коля их сам еще не менял, а когда это делали предыдущие хозяева машины не понятно. Я даже стал опасаться за резьбу в блоке, но все обошлось и машинка завелась.

По разведанной вчера дороге мы ехали довольно успешно. Она было сплошь залита водой, но ни какой колеи не было и продвигались мы легко. Сначала она была довольно прямолинейной и шла по полю, между молодыми березками. нам даже казалось, что это были искусственные посадки, но потом мы отказались от этой мысли. Далее дорога свернула немного левее и вошла в лес, начав петлять между старыми елями и березами. Здесь было продвигаться посложнее, но мы, слава Богу, не застревали. Ехать было очень интересно - старый лес, извилистая, грязная и мокрая, но проходимая дорога. Жаль, что фото так не передает тех ощущений, но мы-то помним все! Несколько раз приходилось останавливаться, что бы перепилить упавшие деревья. Вскоре дорога стала пропадать и, в конце-концов, исчезла совсем, выйдя на участок, где когда-то, очень давно, валили лес. Пешая разведка ни чего не дала, хотя и так я стал понимать, что этот путь не верен - слишком сильно на север мы отклонились, продвигаясь по этой лесной дороге. Пришлось разворачиваться. На обратном пути мы увидели интересную картину - по земле, среди деревьев плавно парил надувной шарик - цветастый, с каким-то рисунком. Странно было его здесь увидеть. Вокруг ни чего не напоминало о цивилизации - ни какого мусора, ни чего, а тут он. Может из самой Москвы прилетел, с какого-нибудь праздника. Наверняка, каждый из нас задается вопросом: куда же они все улетают? Вот и Олимпийский мишка где-то кружит, наверное.

Кстати, утром я проснулся от звука трактора, который доносился от того ручья. Когда мы выбрались на асфальт все у той же деревни Степаново, то увидели следы Беларуси к тому ручью и обратно. Что он туда ездил, мы так и не поняли. Может сердобольные деревенские, увидев как мы поехали туда накануне вечером и не вернулись, снарядили тракторишку на помощь нам? Уж и не знаю.

После того как выбрались на асфальт, приняли решение ехать до деревни Лосево. От нее, если верить карте, есть полевая дорога на Колпачиху и Обутьково, а от этих деревень, если поехать на юг, можно попасть в Дубье. К тому же в Лосево есть церковь и ее мы тоже планировали посмотреть. По нормальной асфальтированной дороге минут за 15 мы долетели до нашей цели. Деревня оказалась большим населенным пунктом, в центре которой, справа от дороги, мы и увидели нашу церковь. Полезли с Серегой и Виталиком е смотреть. В принципе ничего нового мы для себя не увидели, если не считать то, что деревянные полы, иконостас и все остальное убранство почти сохранились до наших дней.

Вернувшись к машинам мы сдали немного назад и свернули налево на большую деревенскую улицу. У местного магазина, за столом на улице бухали мужики, которые проводили нас замутненными водкой глазами. Проехав деревню насквозь мы уперлись в ферму, которую нам пришлось объезжать с большой осторожностью, ибо везде было полно навалено всякого железа и хлама. За фермой я умудрился провалиться передним правым колесом в такую яму, что некоторое время мы сидели с Виталием не шелохнувшись, ожидая ушей через правый борт. Слава Богу пронесло, и мы осторожно покинули салон. Пробовать выехать самостоятельно было бесполезно, но и помощи Коли нам не хватило. Пришлось поднимать домкратом передок машины и подкладывать бревна под колесо. После этого, без особых проблем, я выбрался на волю. Где-то с километр мы на приличной скорости продвигались по полю, потом миновали перелесок с ямами, а потом снова поле, но с молодыми березками, многие их которых полегли под нами. В конце этого поля у нас было две возможности ехать дальше. Выбрав более легкую, на наш взгляд, мы поехали через небольшой лесок. Уже через несколько секунд обе машины беспомощно крутили колесами. Мы чуть подальше, Коля с Серегой ближе. Чайники! Расслабившись на относительно легкой полевой дороге, мы без разведки ринулись на лесную, за что и поплатились в один момент. Сели не так что бы очень серьезно, но все же. Коля с Серегой выбрались сами, а вот мы без посторонней помощи смогли лишь попятиться назад на пару метров, раздолбив еще больше колею. Но при помощи трех хлопцев мы вскоре уже стояли на твердой земле. Эта засада нас не очень огорчила и мы поехали по другому пути - прямо через лес, спиливая опасные деревья и подминая под себя не очень опасные. Только на выезде в поле было одно сложное место. Через 20 минут мы были на поле, по которому нам предстояло проехать метров двести, после чего снова нырнуть в лес. Нашей карте эта дорога соответствовала и мы бодренько поехали вперед. Бодренько ехали мы не долго, а вскоре и совсем перестали ехать. Дорога проходила по низине поля, поэтому земля здесь была просто пропитана водой - когда по ней идешь вроде ни чего, но под травой сплошная глина, стоит только немного сдвинуть грунт и все. Коля сел, я остановился что бы посмотреть, но с места уже не смог тронуться и я.

Еще некоторое время мы думали что надо пробиваться вперед. Потом мы решили посмотреть дорогу дальше и пошли все вместе вперед. В лесу начиналась огромная колея, которая может и преодолима для нас, но только когда более-менее сойдет вода. Назад мы шли с мыслями вернуться назад, таща за собой бревна. Начали выручать Колькину ниву, так как она была ближе к твердой земле. В течении часа мы то засаживали ее, то вынимали. И так много-много раз. В итоге она все же добралась до исходных позиций. С моей пришлось проделать все тоже самое. Немного повозились с ямой на въезде на это поле, так как раздолбали ее прилично еще по пути сюда, но ничего, прошли. В молодом березняке устроили перекус, а заодно Коля прикрутил отвалившийся подкрылок.

До деревни Лосево добрались тем же путем, что и сюда, только уже ни где не застревая. В самой деревне остановились у магазина. В этот момент из него вышла пьяная в хлам бабища, одетая совсем не по-деревенски. Посмотрев на нас она покрутила пальцем у виска, потом с трудом добралась до рядом располагавшегося пруда и завалилась прямо на его берегу. В самом магазине застолье было в самом разгаре: посреди помещения, перед прилавком стоял накрытый стол, за которым сидели местные бабы и орали "Золотится роза чайная.". Наше появление их ни чуть не смутило, а продавщица просто отвлеклась на минуточку, продала нам газировку и вернулась за стол. Вот это жизнь!

Выйдя из магазина мы узнали про ближайшую заправку и получив ответ, что она в городе Кашин, туда и поехали. Добрались до Скорнево, где въехали на вполне сносный асфальт, и повернули направо. До города оказалось километров 40 и вскоре мы уже заливали баки и закупались продуктами. По самому городу кататься не стали, так как планировали возвращаться домой через него, тогда бы и посмотрели его.

От замыслов добраться до тех заброшенных деревень мы не собирались пока отказываться, поэтому нам снова предстояло добраться до Скорнево, миновать его дальше по дороге, потом искать грунтовку в сторону деревни Городище, от которой можно добраться, если верить карте, и до наших деревень. Съезд с асфальта мы искали очень долго. Судя по карте, он имелся за деревней Колюбеево, буквально в сотне метров. Наделе же мы искали его очень долго, но так и не нашли. В конце концов мы вернулись в начала деревни, и уже там узнали местных про нашу дорогу. Дорога действительно есть, только сворачивать на нее надо в самом начале деревни. Еще нам сказали, что ехать туда бессмысленно, так как там уже давно ни кто не живет и все "дико". Это нас только подстегнуло!

Как только мы свернули с асфальта, почти сразу, проехав метров сто, уперлись в брод. Речка хоть и маленькая, но сейчас она казалась очень стремительной и бурной. Такие броды мы еще не миновали и было немного страшновато туда лесть на стандартных нивах, но я все таки одел сапоги и пошел промерять дно. Оно оказалось достаточно твердым, хотя и песчаным, в некоторых местах имелись огромные валуны. Течение было действительно бурным и мне приходилось очень аккуратно продвигаться вперед, опасаясь, что меня может унести в пучину. Перейдя на тот берег, я пошел вперед, и вскоре вышел на нормальную полевую дорогу, которая была весьма наезжена. Здесь к ней примыкала еще одна, но и на нее можно было попасть только через брод, только этот брод был весь илистый и в нем бы мы завязли. Назад я шел с мыслями, что попробую проехать обязательно.

Еще раз перейдя реку и выбрав для себя путь, я сел за руль и стал спускаться к реке. В этот момент мы увидели деда, который шел от деревни, прямо через поле к нам. Ему в след что-то кричала бабка с дороги, видимо пытаясь его остановить, но дед шел явно с какими-то намерениями. Когда он подошел, то сразу же стал отговаривать нас соваться в эту реку, мол если вернуться по асфальту на пол километра назад, то будет съезд на нормальную дорогу. Видимо ее-то я и видел, но тот брод явно хуже. На наше сопротивление, он ответил, что здесь-то наш поход и закончится. Ну и ладно.

Аккуратно подъехав к воде, я стал медленно погружаться в воду. Машина шла вполне уверенно, и я не чувствовал ее стремления зарыться. Выглянув в окно, я увидел, что ватерлиния проходит где-то выше кромки двери. Вскоре машина пошла на подъем, и вот мы уже на сухом бережку. Теперь настало очередь Кольки с Серегой. Проехал он конечно более эффектно, но нам с Виталиком показалось, что он уж слишком углубился. подъехав к воде, Коля на стал забирать левее, к нашей траектории, а поехал прямо. Он буквально нырнул в воду, подняв большую волну, которая на половину закрыла капот. В итоге он конечно выехал на сушу, но под капотом было полно воды. Может его механический вентилятор виноват, может низковата машинка по сравнению с моей. Но прошли все таки! Дед отправился восвояси.

Выехав на поле мы стали продвигаться по дороге, вскоре взобравшись на холм. Отсюда мы увидели вдалеке крышу какого-то сарая, и приняв то место за нашу деревню стали к нему продвигаться. Для этого нам пришлось свернуть с дороги прямо в поле и ехать просто по направлению. Потом станет ясно, что можно было бы и не сворачивать - дорога идет туда же, но в обход. На поле пришлось несколько раз разматывать длинный трос, так как воды было и здесь слишком много - стоило лишь немного газануть, как сразу же колеса погружались в грязь, срезая слой сухой травы. В какой-то момент мы увидели крыши домов, но к нашему разочарованию увидели мы и какой-то дым из той деревни - значит там есть люди. Ну не разворачиваться же нам. Надо все узнать наверняка.

В конце поля перед нами предстало еще более страшное препятствие - дорога шла через огромный ручей, который сейчас превратился в болото метров двести шириной. Вариантов миновать эту засаду у нас было много - дорога делилась на множество колей, которые мы и отправились обследовать. Я отправился прямо "в лоб", дойдя то того берега, но поняв, что здесь трудновато для нас. Коля взял немного левее, а пройдя до конца, сказал, что можно попробовать. Трудность была в том, что имелось несколько глубоких колей, попади мы в которые, ковырялись бы очень долго. Необходимо было продвигаться очень медленно, ориентируясь на показания проводника, буквально с кочки на кочку. Буксование было просто не допустимо. По такому болоту нам еще не приходилось ездить, но все же мы прошли его, ни где не застряв, один за другим. Оглянувшись назад, даже не верилось, что это возможно.

 Все это предало нам новые силы, к тому же деревня была теперь совсем рядом, надо только было взобраться на холм. На этот чертов холм мы взбирались гораздо дольше, чем ехали до него от асфальта. Сначала вроде ни чего, но потом я засадил свою машину на ровном месте - слишком много вода. Тянуть было не возможно - Колька зарылся бы сам. Пришлом поднимать машину, и подкладывать под колеса молоденькие березки, которых было и не так-то много в этом поле. В таком ритме мы и добрались до того сарая, который видели издалека. Теперь в бинокль мы точно видели каких-то людей в деревне, но все же мы решили подъехать к ней и поговорить с людьми, тем более, что наш дальнейший путь пролегал мимо нее. Правда пришлось застрять еще пару раз.

На переговоры мы отправились с Колей. Говорили с двумя молодыми мужиками, один из которых не выпускал огромного топора из рук. Как мы поняли, они здесь живут с семьями, вдали от людей и суеты. Из благ цивилизации только электричество. По поводу дороги сказали следующее. До Обутьково и Колпачихи можно проехать только в очень жаркое лето, а так они там Беларуси по капоты сажают! "Вы бы еще в Дубье поехали!" - сказали они нам. "Так нам туда и надо." - отвечаем. Смеялись они долго. Кстати, как они сказали в тех деревнях тоже живут люди.

Получив уверения, что дальше нам не проехать, и посоветовавшись, мы стали разворачиваться и снова поехали к тому сараю. По пути туда я умудрился мощно засадиться, опять зарывшись до мостов. Помогли хай-джек и доски, которые валялись поблизости. От сарая к тому болоту ехали по нашим же следа, держась чуть-чуть в стороне, то справа, то слева от них. Болото пришлось миновать тоже по тому же пути, что и сюда. Ехать по нашей же колее было стремно, но выбора просто не было. В этот момент мною овладело лишь одно желание - поскорее выбраться отсюда. Казалось, что кто-то гонится за тобой, хочется нажать на педаль и гнать, но понимаешь, что так будет только хуже. Очень не хотелось застревать.

Застряли все таки. Коля, ехавший первым, не удержался на кочке, и свалился в огромную колею правыми колесами. Слава Богу, он сразу же остановился, так что задний мост сидел не так глубоко. Выход один - поднимать и сталкивать, поднимать и сталкивать. Так и делали, вызволяя постепенно передний мост, а потом и задний. Дальше все прошло без эксцессов - провели Колю до земли, а потом и меня. Только на выезде на поле пришлось все таки отчаянно буксовать, оставляя после себя две глубокие бороны в черной земле. Теперь обернулись и смотрели в ужасе назад. Казалось, на стандартных нивах, такое проделать не возможно! (или мы себе льстим?)

Поле и брод прошли вполне успешно. Правда у брода все же пришлось останавливаться, но только что бы сделать фотографии. Коля опять нырял с крутого бережка в воду!

Теперь настало время думать о ночевке. Решили вернуться по асфальтированной дороге до крупного населенного пункта Верхняя Троица, в котором повернули налево после моста, к берегу. По нему проехали немного и свернули с сосновый бор, в котором и устроили лагерь. Все прошло спокойно, дров полно, кабаньего навоза тоже.

С утра, после завтрака, мы выдвинулись на вчерашний асфальт и снова поехали в сторону города. У Поповки свернули налево и стали продвигаться к деревне Вознесенье, в которой обозначена церковь. Если верить карте, то до этой деревни ведет асфальт, а далее дорога обозначена как дорога с худшим покрытием, наделе же оказалось, что дальше дорога была асфальтирована, а к самой деревне можно подъехать по приличному бездорожью. Церковь оказалась как и большинство нами увиденных - разруха и запустение. Один местный житель видимо очень был не доволен нашим появлением, и прокричал нам, что смотреть здесь нечего, ибо все по..зд.ли. На обратном пути мы с Виталиком немного оторвались вперед, так как одному из нас срочно нужно было найти подходящие кусты. Кусты были найдены и оперативно загажены, а в это временя Коля приземлился в небольшой луже. Сколько мы не махали руками, так и не поняли друг друга. Пришлось нам возвращаться через все поле и разматывать трос.

По нормальной дороге мы поехали дальше, однако совсем скоро в поле, справа от себя, мы увидели крыши домов какой-то деревни, и при ближайшем рассмотрении в бинокль, нам показалось, что она заброшена. К ней-то мы и отправились. Сейчас, смотря на карту, трудно понять в каких деревнях мы побывали в тот день, ибо обозначено их довольно много, а вот названий подписано к ним мало. В любом случае все они располагались довольно близко друг от друга, хотя от одной до другой мы добирались не так уж и быстро  - опять сказывается время года и количество воды на полях.

Первая деревня в которой мы побывали называлась, по моему, Тушнево. Это была самая большая заброшенная деревня, которую мы видели на тот момент. Почти все дома целые, есть электричество. Посетив все дома, мы получили много приятных эмоций и нашли несколько интересных старинных вещей. Самые интересные находки это, пожалуй, патефон 40-х годов, который выглядит изрядно пошарпоным, но до сих пор находится в рабочем состоянии. Иногда мы его заводим, так как старых пластинок полно в любой деревне - можно целую коллекцию собрать. Еще одна интересная находка - это кружка времен нацисткой Германии. Обычная, современная с виду, кофейная кружка, но на донышке имеется клеймо со свастикой и орлом (как говорит Виталик - с вороной). Эта кружка просто валялась на земле, прямо на дороге, втоптанная в землю. Состояние ее оказалась, после того как я ее отмыл, просто отменным, если не считать небольшого отвалившегося кусочка. Кстати, откуда она взялась в этой деревне не понятно, ведь в этом районе Тверской области немцев не было. Когда мы отправились в последний дом, то в один момент услышали какую-то возню в нем. Сначала стреманулись, но потом успокоились. Из дома выползла бабка, которая находилась в каком-то мутно-алкогольном состоянии. Как мы поняли, она только приехала и обустраивалась. Видимо зимой подобный люд живет в городах, а на лето расползается по деревням. Мы еще не раз встречали подобный контингент на своем пути. Мы сразу же прикинулись заблудившимися путниками и стали расспрашивать где можно набрать воды. Бабка повелась и вскоре мы притащили ей из колодца воды, а Виталик даже починил ей свет в доме, соорудив стремного жучка вместо пробки. За это ему был обещан стакан, но он благоразумно отказался. Однако бабуся видимо все же сомневалась в нашей честности, так как просила не лазить по домам, а то ей кто-то даст по шее. От нее мы узнали много интересного про соседние деревни и дальше ехали уже по ее наводке.

Поле до следующей деревни мы преодолевали долго, минуя несколько разлившихся ручьев. Где-то проезжали аккуратненько и в натяг, а в некоторых местах приходилось разгоняться, что бы проскочить засаду с ходу. Миновали еще одну деревню всего из пары жилых домов, встретив какую-то тетку, которая шла полоскать белье к пруду. "И откуда вы такие выползли?" - было ее восклицание. До следующей деревни нам пришлось пробираться через настоящее болото, которое образовалось в низине поля, у ручья. Мы сомневались ехать ли туда, но после моей разведки все таки решились. Ехали очень медленно, буквально с кочки на кочку. Коле это удачно удалось, а я, идя по его следам, в один момент соскочил с правильного пути, сев одним бортом. Пришлось снова доставать хай-джек и вывешивая машину, подкладывать под нее всякий хлам. Проехать я конечно проехал, но обратного пути здесь для нас уже не было, поэтому мы надеялись, что не придется разворачиваться.

Ошиблись, разворачиваться пришлось таки. Следующая деревня оказалась более менее обжита - несколько домов были заселены семьями, на одном огороде мужик мотоблоком (!) пахал землю. Электричество тоже имелось. Местный всезнающий дядька сказал, что дороги дальше для нас нету совершенно точно и советовал разворачиваться обратно. Обратно развернуться мы ни как не могли, поэтому по нашей просьбе он показал нам другой путь - по окрестным полям. Так мы и поехали. Было только два засадных места - небольшой ручеек с небольшим болотцем. Тут мы отличились оба, по очереди. А перед деревней, которую мы миновали некоторое время назад, ручеек был по больше, но нам помогли доски от какого-то гнилого забора, который когда-то, очень-очень давно, в лохматых годах, служил загоном для скотины.

Въехав в деревню, которая называется, по моему, Горбуново, мы поехали сквозь нее на грунтовую дорогу, куда нам указал тот мужик. Через некоторое время мы поняли, что здесь мы намучаемся - вся дорога была перепахана. Было похоже что это сделали специально, только не понятно зачем. В общем, мучались мы километра два, хотя нигде и не застревали. Когда же мы уперлись в какую-то деревню, то увидели что наша дорога вообще отгорожена от этой деревни огромным прицепом. Воспользовавшись обочиной, вскоре мы уже ехали по обычной грунтовой дороге, сначала мимо каких-то деревенских построек, а потом и просто через поле, достигнув вскоре асфальта. По моему, это случилось в районе деревни Раднево, хотя может что-то я и путаю.

Следующая остановка у нас получилась в большой деревне Славково. Здесь мы нашли магазин, что бы прикупить провизии и узнать у местного населения о здешних краях. Продавщица оказалась слово охотливой и мы вскоре мы уже знали куда нам держать путь дальше. Интересно, что у магазина увидели Land Rover Discovery с московскими номерами. Как потом узнали, недалеко от деревни располагался маленький котеджный поселок. Во куда забрались, черти!

Некоторое время мы ехали по обычной нормальной грунтовке, вдоль ряда деревень, и ни чего особенного не происходило. Только встретили несколько камазов, груженных песком, которые шли нам на встречу, а в одной деревне увидели погрузчик. Стали предполагать, что где-то здесь есть песчаный карьер, которые мы так любим.

В деревне Курово, дорога раздаивалась и сначала мы поехали направо. Здесь же увидели, справа от дороги, увидели огромную кучу песка, который, видимо, и грузил тот погрузчик в те камазы. В этом месте Коля чуть не засадил машину в кювет, объезжая камень на дороге. Это зрелище я наблюдал в зеркало заднего вида своего автомобиля, случайно бросив туда свой взгляд. Было страшновато.

Через километр мы уперлись в предполагаемый карьер, который оказался довольно большим. Проехали по дороге по его дну, взобравшись на противоположный "берег". А еще через несколько сот метров мы въехали на лесоразработки, которыми, по всей видимости, и заканчивалась эта дорога. Точнее дальше она была, и не одна, но пользовались ими, похоже, очень давно. На поваленных деревьях мы устроили обед, а также послушали немного Пьехи. На обратном пути немного покатались по карьеру, пытаясь штурмовать песчаные кручи в лоб. Интересно, но безрезультатно - оказалось возможным заехать лишь не пару метров, дальше машина начинала копаться. С лебедкой, наверное, такие фокусы и прошли бы.

В деревне, за кучей песка, свернули направо и дальше опять продвигались по грунтовке, хотя и уже не такой накатанной. В один момент встретили девятку, которая шла нам на встречу. Населенный пункт Тереботунь (ударение на последний слог, межу прочим) оказался средних размеров, зато здесь мы поговорили с пожилой семейной парой. Они оказались дачниками и приезжали сюда подальше от городской суеты. Остальные дома - обычные деревенские хаты; народу на улице никого. У одного дома увидели странного вида транспортное средство - рама, похоже была сделана из какого-то металлолома, мосты и колеса от ГАЗ-66, кабина, которая стояла ровно посередине базы, сварена вообще не понятно из чего. Ни кузова, ни платформы не было - только водительское сидение и пассажирское. Очень похоже на прототипы, которые участвуют в трофи-рейдах. Что это такое и зачем это нужно мы узнали чуть позже. В конце деревни мы увидели только один заброшенный дом, но опять в него не полезли, так как опасения моих друзей превзошли мое желание туда залезть.

Дальше дорога стала еще хуже, но для нас она не представляла ни какой сложности. Однако где-то через километр она резко изменилась - вместо твердой грунтовки начался мокрый песок. Причем на вид он был одинаковый, но на поверку оказался разным - в некоторых местах твердый и легко проходимый, а в других вязкий и глубокие, больше похожий на зернистую глину. Некоторое время мы сомневались, но все же решились поехать. Пользовались обочинами и ехали в целом успешно, только в нескольких местах застревая, но сразу же помогая друг другу. В один момент мы увидели, что от линии электропередач, которой мы придерживались до настоящего времени, отходит вправо еще одна линия, а когда мы рассмотрели куда она идет, то обнаружили невдалеке крыши домов. Туда-то мы и поехали, продвигаясь сейчас по прошлогодней сухой траве, между старых садовых деревьев. Деревня состояла из десятка домов, но все они казались жилыми, хотя мы не видели ни одного человека и собаки молчали. Решили воспользоваться проверенным способом обследования таких мест. Карту в руки и вперед - ищем местных узнать дорогу. Все дома были закрыты, а вот у последнего дома, хотя и он оказался закрытым снаружи, мы вообще увидели автомобиль - это был ЛУАЗ. Поняв, что здесь живут люди, но сейчас их нету и что они могут вернуться в любой момент, мы пошли назад к машинам. Однако оставить все эти дома без обследования я просто не мог и все же отправился их рассматривать. Открытых было только два, но в них ни чего интересного не было. В этот момент Коля, который был, как всегда, на стреме, сказал, что видит людей, которые шли по дороге от Тереботуни. Было решено спросить у них про дальнейшую дорогу, и Коля с Виталиком пошли им навстречу, а мы с Серегой расположились на лавочке, откуда все было прекрасно видно. Минут через двадцать они уже шли обратно с каким-то мужиком в сопровождении собаки. Дядька оказался разговорчивым и просветил нас по поводу округи. Стало ясно, что вперед мы еще сможем проехать километра два, до деревни Клюкино, не доезжая которой можно посмотреть заброшенную церковь (собственно цель нашей поездки сюда). Дальше же проходимой дороги нету вообще ни для кого. Единственное транспортное средство, которое там может пройти - это дизель, и только в конце засушливого лета. Дизелем тут называют того монстра, который мы видели в предыдущем населенном пункте. Теперь нам стало понятно зачем надо городить такую тяжелую машину, в которой нет ни кузова, ни грузовой платформы. Просто она необходима, что бы куда-то доехать самому. До деревни Осипово, в которой мы сейчас находились, есть нормальная дорога, откуда дядька сейчас вернулся из деревни со своей женой. А та девятка, которую мы видели с час назад ехала отсюда - зять мужика приезжал к нему в гости.

Мужик очень подивился, почему мы без ружей сюда приперлись - по его словам он здесь обитает наездами уже 30 лет и без ружьишки в лес не ходит - дичи и зверья здесь просто не меряно. Очень кстати для нас оказались его предостережения по поводу устраивания ночлега. Почти каждый день приезжают какие-то охотники на крутых джипах. Приходили к нему и говорили что бы он не шумел, дрова не рубил, а то они зверя загоняют. Лесок, где они тусят, носит очень примечательное название - урочище Чертово Болото, и там останавливаться на ночь он нам не советовал. Зато мы узнали, где имеется красивое спокойное местечко для ночевки, но его поиск мы оставили на время, а сейчас решили доехать все же до крайней точке нашего путешествия, осмотрев и церковь.

Теперь мы снова пробрались по заброшенным садам, сев пару раз довольно серьезно, на нашу дорогу и поехали дальше, рассматривая лес справа от себя, разыскивая в верхушках деревьев купол церкви. Вскоре мы увидели ее и, спешившись, отправились к ней. Церковь эта была в ужасном состоянии - скоро от нее вообще ни чего не останется. Сказывается глушь, в которой она находится, забросили ее очень давно, хотя раньше она была, видимо, довольно большим приходом - кладбище позади нее было не маленькое. Здесь мы увидели не большой прудик размером метра два на два, с деревянной лесенкой, которая спускалась в воду - видимо раньше он предназначался для крещения.

До деревни Клюкино мы так и не добрались. Осталось метров пятьсот, но уже все устали, а эти пятьсот метров были бы, как показала пешая разведка, не простыми. Пришлось бы миновать и низину перед подъемом к деревне, которая была залита глиняной жижей. К тому же в деревне явно были люди - мы слышали тарахтенье какого-то мотора. В общем, мы развернулись и поехали искать то место, которое нам советовал дед. В деревню заезжать не стали, а поехали прямо по нашей дороге, свернув правее в том месте, где съезжали с грунтовки. Подходящее место нашли рядом с кромкой леса, дров и здесь было полно - лес сосновый. По пути сюда спугнули каких-то крупных птиц из кустов - то ли глухари, то ли тетерева.

С утра решили вернуться на дорогу не но нашему пути, а поехать дальше, в сторону предполагаемой деревни, которую разглядели еще вчера вечером. Когда добрались до нее, а это было сделать легко - полевая дорога, хоть и старая, но проходимая, то увидели, что деревня эта заброшена. Мы оставили машины и пошли пешком, так как последние несколько сот метров были разбиты. Из всех домов только один оказался заселен. Оказалось, что там живет всего один человек - дед, который оказался в состоянии приличного алкогольного опьянения, хотя он и говорил, что сегодня еще не пил, а отходил от вчерашнего. Раньше эта деревня была большим и богатым населенным пунктом; дед, в прошлом тракторист первой категории, получал в летние месяцы по пятьсот  рублей. Сейчас же весь его годовой доход составляет один теленок. Зимой вообще делать нечего, сидит в избе и слушает как волки воют в окружавших деревню лесах. .Жуть!

На грунтовку возвращались другим путем, нежели ехали сюда. Свернули перед деревне налево, строго на север, и уже минут через двадцать выехали на грунтовку. По пути до Поповки остановились только два раза. Один раз в Тереботуни, где я залез в крайний заброшенный дом. Ничего интересного не нашел. Второй раз остановились в Славково, что бы купить что-нибудь пожевать.

До возвращения домой у нас было еще почти весь день, поэтому мы решили съездить еще куда-нибудь. Поехали в сторону Кашина, что бы свернуть через 6 километров, в сторону населенного пункта Маковицы. За этой деревней на карте было обозначено какое-то жилье, но без без подписей названий.  Предположив, что это заброшенные деревни, ту да и отправились.

Найти нужный поворот оказалось не просто, так ориентироваться было не на что - ни каких населенных пунктов в районе нужного поворота не было. Помогла автобусная остановка, возле которой мы остановились и нашли таки наш поворот. Ехали по нормальной грунтовке, но все же казалось что ей уже давно не пользовались. В этой мысли мы утвердились, когда уперлись в кучи строительного мусора, который был сгружен прямо посреди дороги. После этого мы стали сомневаться в правильности нашего пути, но все же мы надеялись, что едем правильно. Если посмотреть на карту, то наша дорога должна быть абсолютно прямолинейной, и сейчас мы ехали тоже по прямой.

Дорога тянулась, окруженная с двух сторон полноводными болотами, и все лягушки повыползали греться на солнышко. Их были сотни, к тому же, похоже, у них был брачный период. Объезжать их было просто не возможно, столько их было, поэтому брачный период превратился для них в кровавую оргию (шутка). По этой дороге мы проехали километра четыре, когда выехали на асфальт. Для нас это стало неожиданностью - по карте ни какого асфальта не должно быть, а сейчас к нашей дороге справа,  под прямым углом примыкала нормальная, асфальтированная дорога. Проехав деревню (Большое Макарово), мы снова повернули на север и поехали уже непосредственно до Маковиц.

Дорога оказалась разбитой грунтовкой и ехали мы по ней километра три, пока не въехали на железобетонный мост, который обозначен на карте. Убедившись, что мы едем правильно, решили сделать привал. Остановились прямо на мосту и устроили перекус. 

С этого моста мы заметили какие-то строения дальше по дороге, и вооружившись биноклем, смогли рассмотреть крыши больших деревенских мостов. До самих домов мы добрались через километр пути все по такой же разбитой грунтовке. Сразу поняли, что это не просто какая-то обычная деревенька, а довольно большое село. На первый взгляд казалось, что она не брошенная, и хотя на каждом доме весел замок, ни одного человека мы так и не встретили, хотя слышали лай собаки. Через некоторое время дорога раздвоилась, и мы поехали по той, которая казалась более наезженной. Повернув на право и проехав по еще одной улице, справа от которой была деревня, а слева тянулся лес, больше похожий на парк, наконец остановились между сооружениями большой фермы. Теперь сзади остались деревенские дома, сами мы стояли в какой-то промзоне, а еще немного впереди и слева мы увидели интересное сооружение. Сразу было заметно, что это очень старое здание, похожее на усадьбу. Серега с Виталиком пошли его осматривать, а мы с Колей отправились на поиски людей, а заодно и осмотреть окрестности.

Двор дома, в котором лаяла собака и правда оказался обжитым - дрова, огород, овцы и корова говорили об этом, но самих людей мы не видели. Может ушли куда-то, а может и просто не хотели с нами общаться. Дальше мы отправились по дороге, по которой приехали сюда, только свернули на пересечении улиц направо, перейдя не большой мостик из двух железобетонных плит , перекинутых с одного берега канавы на другой. Сразу уперлись в сооружение, похожее на сельский клуб, но, как оказалось, это был настоящий кинотеатр советских времен, правда от него уже ничего не осталось, кроме валявшихся повсюду советских кассовых аппаратов, которые мы еще помним по советским универсамам. Ностальгия, блин! Дальше по улице мы увидели несколько больших, если судить по оставшимся фундаментам, домов на несколько семей - этакие коммуналки. Теперь же они были аккуратно разобраны на стройматериалы, только остались стены от туалетов. Еще дальше мы увидели несколько старых деревенских домов, которые были заброшены, видимо, уже давно. Обследование одного из них на принесло ни каких результатов.

Когда мы все, наконец встретились у машин, то стали советоваться по поводу дальнейшего пути. Кстати, похоже в этой деревне и правда была раньше усадьба, но в советские времена, похоже, ее использовали под какой-то заводик, а сейчас она и вовсе находится в ужасном состоянии.

Итак, мы решили, что поедем дальше, если не будем петлять и сразу найдем правильный путь, так как времени, а главное бензина, у нас оставалось не много. Предположив, что дальше дорога должна идти от противоположного края деревни, мы снова поехали туда, откуда только что пришли с Колей.

Успешно миновав мостик из плит, мы поехали дальше по улице, по которой шли недавно с Колей, но у домов повернули не налево, куда уходила дорога, а поехали правее, так как нашу дорогу и мост надо было искать именно там. Еще через несколько десятков метров мы ехали по кромке леса, который раньше был парком. И сейчас, несмотря на его захламленность дикорастущими березами и елками, можно было заметить, что раньше здесь были ровные аллеи искусственно высаженных дубов. Увидели небольшое, тоже видимо старинное, сооружение, в котором обнаружили подобие бойлера или котельной.  Через несколько метров мы въехали на поле, попетляв по которому, поняли, что дороги нашей здесь нет. Видимо ее надо было искать у той промзоны или за усадьбой. Сейчас же у нас совсем не было на это времени, поэтому мы тронулись в обратный путь.

Коля умудрился свалиться с тех железобетонных плит. После того как я проехал по ним и глянул назад, как это проделает Коля, то увидел как он съехал задними колесами с мостка и сейчас капитально пришвартовался задним мостом на одну плиту, при этом оба колеса моста висели в воздухе. Слава богу, проделал он все это очень аккуратно и медленно, так что, похоже, ни каких последствий это не вызвало. Теперь же нам нужно было его как-то спасать, и стало ясно, что единственная возможность - это домкрат, ибо дерни его сейчас или потяни аккуратненько, что-нибудь да и оторвется! Проделали все быстро и легко и вскоре машина уже стояла на всех четырех.

С Виталиком мы все же залезли в один открытый дом, но как оказалось, он был давно заброшен и использовался приезжими охотниками как времянка.

Нагнав Кольку у деревни мы тронулись в обратный путь и теперь до Москвы мы уже не планировали ни где останавливаться. Правда были все таки две незапланированные остановки и оба раза из-за поломок электрики в моей машине. От тряски соскочила клемма провода возбуждения стартера с замка зажигания, а так же перемкнулась проводка в одном из поворотников, что привело к непонятной их работе. Обе неисправности устранили и поехали дальше.

Интересно получилось в Дмитрове, куда заехали на мойку. Оставили машины и пошли спрашивать о цене. Оказалось 170 рублей с машины. "Хорошо, сейчас подгоним" - говорим. Вот они подивились, когда мы въехали во двор, но уговор дороже денег! Пришлось двум хрупким девушкам, работающим на мойке, отмывать наши машины, а параллельно и помещение мойки. По-моему, столько грязи там еще не было!

Вот так и покатались. 


 


E-mail: NivaVoevod@mail.ru
Hosted by uCoz