Домой
Походы
ПокатушкиФотографииЖелезо


НЕСБЫВШИЕСЯ МЕЧТЫ (Вологодская область, август 2004г)

В конце лета, в августе, мы отправились в очередную поездку по бездорожным просторам нашей родины. Она планировалась мною с прошлого года и должна была стать кульминацией наших выездов в этом году. Мы хотели, наконец таки добраться в наших путешествиях до Русского Севера, т.е. до Вологодской и Костромской областей.

В качестве целей нашей поездки были выбраны два района из каждой области соответственно. Первая точка - маленький городок Грязовец и чуть дальше поселок Вохтога, что в Вологодской области. Из тех мест приехали когда-то родственники Сереги Панарина, и по его воспоминаниям там было полно всякой старины, заброшенных деревень и т.д. Второе место, которое мы хотели посетить - район на севере Костромской области, а точнее поселок Северный. Да-да, кто в курсе событий, тот поймет о чем это я, и, наверное, скажет, что мы сошли с ума, если решили забраться туда, где в свое время проходила экспедиция Сусанин-трофи. Сразу скажу, что мы так и не побывали там, но совсем по другим причинам, хотя думается, что если бы мы и доехали до тех мест, то до Северного не пробились бы - не готовы были.

К сожалению, поехали не все люди, которые хотели отправится в эту поездку. Во первых, не поехал Коля. В составе немецко-фашистской пехотной дивизии он отправился на южный фланг восточного фронта. Виталий тоже был занят на время нашей планируемой поездки. В итоге мы отправились втроем на моей машине, а третьим участником стал друг Сереги Илья.

Путь до нашей первой цели был не близкий, до Грязовца под 400 километров асфальтовой дороги, что очень тяжело для пассажиров такого автомобиля как Нива, тем более моего. В этот раз машина была загружена больше чем обычно, хотя я все равно старался держать скорость 100 км/ч, и в принципе машина справлялась с этим нормально.

Кроме созерцания красивых пейзажей за окном автомобиля, ничего интересного не происходило, однако лично мне не казалось, что время уж слишком медленно тянется. Очень напрягала невозможность обгона попутных, медленно-едущих по сравнению с нами, машин. За месяц до этой поездки мы с друзьями отдыхали на берегу Плещеева озера, и уже тогда столкнулись с множеством ментовских засад на трассе - дорога в одну полосу, а рельеф преобладает холмистый, поэтому обгон запрещен почти везде. Иногда вереницы машин выстраивались на сотни метров и плелись за какой-нибудь чадящей фурой, и напряг для водителей в такие моменты был приличный. В одной из таких очередей мы заприметили "четверку", всю обвешанную гоночными великами. Их было штук пять на крыше, а в салоне мы их и сосчитать не смогли.

Переславль-Залесский объезжали по окружной дороге, стараясь сэкономить время и на мой взгляд нам это удалось. По возвращению на трассу, сразу же свернули на заправку, но оказалось, что она не работает. Узнав у кого-то, далеко ли находится следующая, мы тронулись дальше. Какого же было наше разочарование, когда и очередная заправка оказалась закрытой. Дальше мы ехать уже точно не могли, так как горючки было на дне бака. Пришлось занять место в не очень большой очереди и заниматься своими делами. Для начала мы прояснили ситуацию с бензином и то, что мы узнали нас не очень порадовало. Оказалось, что причина закрытия всех заправок района, а были закрыты все заправки в районе - авария на электростанции в Переславле.

Часа полтора, если не больше, мы жарились на солнце, занимаясь каждый своими делами. А драгоценное время все уходило и уходило, и мы стали понимать, что наши планы, возможно, поменяются...

Что бы потратить время с хоть какой-то пользой, я стал копаться в настройках GPS-приемника, который нам дал в поход Коля. Он его только приобрел, и мы понятия не имели как им пользоваться. Магеллан-315 позволяет видеть свое положение на монохромном дисплее, но ни о какой карте не может быть и речи. Мы только видели крупные города, встречавшиеся на нашем пути. Но прибор работал достаточно точно: при максимальном уменьшении масштаба, мы видели малейшие изменения в своем положении на экране, при реальном перемещении в пространстве. Плюс к тому, я смог посмотреть истинную скорость движения автомобиля, и оказалось, что штатный спидометр завышает показания на 3-5 км/ч.

Наконец заправка заработала, мы заполнили бак и тронулись дальше. Понравился город Ростов своей старинной застройкой и церковью с часами на башне. К сожалению, фотографии сделанные из окна движущегося автомобиля получились не очень качественные. Много петляли по Ярославлю, т.к. сначала поехали по указателям на Вологду, и оказались на обводной дороге, тянущейся по городским окраинам. Сам город поразил своими размерами - просто огромный, со все современно инфраструктурой. После захолустья Ростова видеть троллейбусы очень необычно. Все же мы попали на дорогу к Вологде и дальше уже ехали в гордом одиночестве, машины попадались очень редко, несясь по туннелю, пробитому асфальтом в густом лесу. Уже чувствовалось приближение русского севера. Вроде все то же, но что-то уже не так, что-то новое наблюдалось в проплывающих пейзажах.

Дело было уже к вечеру и долгая дорога начала таки донимать своей монотонность, а машина своей громкой песней, поэтому небольшие города Данилов и Пречистое напрочь вылетели из моей памяти. Может мы там и вообще не были, но карта говорит об обратном - объехать стороной мы их не могли. Зато карта молчит о каком-то крупном населенном пункте, в который мы зачем-то свернули. Трасса плавно ушла в сторону, а мы запутались в картах, так как дело происходило на стыке Ярославской и Вологодской областей. Видимо тот населенный пункт назывался Шолошево или Слобода, но оба они обозначены как маленькие деревеньки, а на деле же мы ехали по асфальтированным дорогам, образующим строгие квадраты кварталов небольшого городка. Может быть это какой-нибудь ранее режимный, а сейчас рассекреченный населенный пункт, выполняющий какую-то важную роль в недавнее время?

Вернувшись на трассу, мы продолжили путь на север. Один раз обогнали необычное транспортное средство, если можно так выразиться. Над задней осью четырехколесного трактора-монстра Т-700  (или К-700, не знаю точно) была смонтирована будка для перевозки людей - обычная вахта, только на таком большом шасси. Если у себя в краях, где-нибудь на Смоленщине, мы видели такие будки на базе ГАЗ-66, то здесь же! Какое же здесь бездорожье? И какого мы сюда приперлись на своей Ниве? Когда мы его обгоняли, он нас даже, видимо, и не замечал - как шел по своей полосе (точнее по полосам), так и шел себе дальше. Обгоняли мы его по обочине, по левой! Думается, встреться ему сейчас на пути такой же как он сам, разъезжались бы они лесом.

Грязовец оказался небольшим городком, со старой двухэтажной застройкой в центре и более современными трехэтажными домами по окраинам. Плутали мы не долго, т.к. Серега стал припоминать кое какие знакомые места, а после объяснений местной тетки, мы выбрались на дорогу в сторону Вохтоги и начали завершающий перегон за этот день.

Все же пришлось остановиться еще один раз, но повод для этого был действительно очень важный. Увидев слева от дороги кладбище, Серега отправился искать могилу своих предков - где-то здесь были похоронены дед и бабка Сереги, и хотя он здесь не был уже много лет, он достаточно быстро нашел могилу. Помянув родню, мы вернулись в машину, и отправились дальше искать поворот на нужную деревню Слобода - Серегину родину.

Судя по карте, деревня располагалась в паре километров от дороги, и нужный нам поворот мы нашли только благодаря Серегиной памяти, ничем особенным он не отличался от множества других, не говоря уже о наличии каких-нибудь указателей. Мы сразу же попали на сильно разбитую грунтовку и нам пришлось заметно сбавить скорость - ямы просто огромные, хотя и сухие. Миновав небольшой перелесок, въехали на поле и сразу же увидели довольно большой населенный пункт, название которого так и не узнали, т.к. на карте он не обозначен. Однако Серега сказал, что ему здесь все знакомо и дальше мы поехали туда, куда он нам указывал. По его словам от этой деревни до Слободы было несколько минут ходу пешком, и даже на жигулях там проезжали легко.

Я не знаю на каких жигулях ездят в Вологодской области, но на Ниве мы проехали метров 200 и дальше уже ехать перехотели вообще! Во-Ночь. Застряли...первых, мы застряли довольно серьезно, а во-вторых, после того как сходили пешком вперед на разведку, поняли, что дальше нам дороги нет. А, забыл совсем! Уже полностью стемнело и это был наш первый опыт вынимания машины из дерьма в полной темноте, и тут я впервые пожалел, что не имею люстры. Возились мы с час, сначала пытаясь сдать назад, а потом развернуться в этой глубокой сухой колее. В ход было пущено все что у нас было, и машину мы вывешивали несчетное количество раз, пытаясь извлечь ее из колеи. Когда завоняло паленым сцеплением, я стал задумываться: а не заночевать ли нам здесь? При нормальном освещении все это безобразие не казалось бы нам таким серьезным, это точно. Но мы все же выбрались. Как же плохо на одной машине! 

Теперь надо было найти место для ночевки, что вообще не представлялось возможным, и в итоге, после бесцельного блуждания, мы встали нашим небольшим лагерем совсем недалеко от деревни, за небольшим рядком деревьев. Траектория нашего движения на экране GPS-приемника была похожа на детские каракули!

Лагерь разбили довольно быстро, поели-попили и завалились спать. Спал я хорошо и тепло, т.к. приобрел не так давно теплый спальник, хотя и не дорогой, но по сравнению с советским мешком, которым я пользовался раньше, очень даже и ничего.

Утро выдалось солнечным и теплым, настроение хорошим, а настрой боевым. После небольУтро. Только проснулись.ших сборов мы отправились искать новый путь до Слободы, намереваясь обязательно доехать до нее. Оказалось, что мы ночевали совсем не далеко от брода через небольшой ручеек, и нам казалось, что минуя его, мы окажемся на дороге до Серегиной деревни. Однако на поверку оказалось, что брод для одной машины неминуем, т.к. пришлось бы протаскивать застрявшую машину, а застряли бы мы точно. Тянуть было не чем, да к тому же мы заметили, что какой-то трактор несся к ручью чуть подальше от нас, совсем не собираясь сбавлять скорость. За ним! Оказалось, что имеется нормальный мост, и вскоре мы уже ехали по нормальной полевой дороге, подчиняясь Серегиным указаниям.

От Слободы ничего не осталось! Только два черных сруба, с пустыми глазницами окон. По словам Сереги, за несколько лет здесь все изменилось! Вот так и исчезают очаги жизни на нашей земле. Люди - на кладбище, дома - в землю!

У нас были планы проехать дальше за деревню, в надежде посетить другие населенные пункты, обозначенные на карте как не жилые. Серега рассказывал, как раньше они ходили в те края, лазали по заброшенным домам, перебирали всякие старинные вещи, не придавая им какого-то значения - тогда это все было привычно и обыденно. Но мы так и не поехали дальше, предположив, что теперь там уж точно ничего не осталось, хотя может быть мы и ошибались.

Вернувшись на асфальт, повернули направо и поехали дальше в сторону Вохтоги, имея одну запланированную цель до этого поселка. Цель была такая: проехать вдоль дороги, отходившей от основной, в районе Анохино, и тянувшейся на пару десятков километров на юг. На ее протяжении было обозначено множество деревень, обозначенных как заброшенные и мы планировали их посетить. Съезд на вполне нормальную грунтовку мы обнаружили сразу же, и даже поддерживали приличную скорость передвижения по ней - такого качества она была. Мы все ехали и ехали, но ни каких деревень так и не видели, хотя линия на GPS-приемнике была как один похожа на линию дороги на карте, значит мы едем правильно. Через пару километров дорога ухудшилась, мы заметно сбавили скорость, но ехали вперед довольно уверенно. Только в районе предполагаемой деревни Цепелево мы остановились рядом с вполне проходимой для Нивы переправы через речку Бакланка. Нам стало ясно, что ни каких деревень мы не увидим, ибо чем дальше в лес, тем больше дров, и решили развернуться. На обратном пути видели встречный 66-ой, но куда он ехал мы даже и предположить не могли: либо эта дорога куда-то все таки выходила (лесничество, делянка или еще что?), либо она проходима до самой асфальтовой дороги Грязовец-Ярославль, и тогда местное население просто срезает десятки километров пути, продвигаясь в сторону Ярославля.

Следующий населенный пункт - Раменье. Эта оказалась, пожалуй, единственная деревня, в которой была церковь. Она оказалась в очень хорошем состоянии. То ли ее отреставрировали, то ли она была действующая всегда, в любом случае сейчас она выглядит как какая-нибудь московская. В этой деревне мы с Илюхой полезли по заброшенным домам, а Серега по рации рассказывал нам, что происходит в округе. То что мы увидели нас порадовало не очень. В принципе все тоже самое, что и в тверской области, но казалось, что до нас тут уже очень сильно поковырялись - мы не нашли абсолютно ничего!

Во всех домах, в которых мы побывали в этом походе, нас ждала та же картина. А после одного случая я совсем потерял надежду что-то найти. Поднимаю я блюдце, в одном заброшенном домике, как всегда переворачиваю на предмет осмотра клейма, а там... стертая пальцем грязь! Ну все, ловить нечего! Ну и фиг с ним.

Где-то, не доезжая Вохтоги, я вдруг увидел то, что и не надеялся увидеть до Москвы. Я увидел заправку ЛукОйл! Они продавали всего два вида Поселок Вохтога. Водонапорная башня на железнодорожной станции.топлива - 76 и 92. Мы залили полный бак, а заодно расспросили мужиков на предмет перспективности нашего маршрута. "Вы чё, с ума сошли!?" - спросили они в ответ. По их словам дороги там нет уже очень давно, и вообще там полная тайга и волки, ночевать не рекомендуется. Ну нас это и не очень удивило, знали куда ехали, так что мы тронулись дальше. В поселке я сфотографировал древнюю водонапорную башню на железнодорожной станции, и на этом изучение этого места закончилось, ибо ничего интересного этот городок для нас больше не предоставил. В магазине закупились продуктами и узнали у добрых людей как нам добраться до следующей точки маршрута.

Следующая точка маршрута - деревня Демьяново, которая расположена на другом, восточном берегу речки Монза. Но прежде чем до нее добраться мы преодолели несколько километров ну очень (!) пыльной грунтовки. Пылища была такая, что мужик на жигулях, который показывал нам дорогу, советовал нам держаться в нескольких сотнях метров от его автомашины! Буквально в трех метрах ничего не было видно.

После Демьяново, были деревни Богданово и Муниково, подъезжая к которым мы заметили, что все их население находилось в полях, на уборочных работах. Странно, черт знает какая глушь, а людей полно и все трезвые вроде и молодых полно, и работают. Казалось, что эта какая-то община трудится.

В Муниково дорога кончилась и мы отправились к большому, казавшемуся жилым, дому спрашивать о наших перспективах. Оказалось, что в деревне сейчас осталось только два человека, остальные работали в поле, и с этими двумя дедками мы и завели разговор. Нам предстояло преодолеть порядка 15 километров по неизведанному бездорожью, включая три брода, и нас очень интересовало хоть чье-то мнение по этой дороге. Дедки не стали нас сразу же разубеждать в нашей затее и даже, наоборот, выказывали уверенность, что проехать можно. Этой дорогой, шедшей вдоль Монзы, пользуются очень редко, и как правило, только Сороковки (какие-то тракторы), а буквально сегодня вечером этой дорогой должен был ехать какой-то УАЗ, так что нам даже предлагали подождать эту машину и тогда мы бы не искали дорогу. Ждать мы, конечно, не стали и узнав точно дорогу, отправились дальше по маршруту.

Нам пришлось вернуться несколько сот метров назад по грунтовке, и свернуть в поле. Сразу же столкнулись с трудностью - вся дорога представлр.Монза уходит на юг. Нам туда...яла собой множество скрещивающихся глубоких колей. Они все были сухие и мы ни где не застревали, но продвижение наше было очень медленным - так мы еще не раскорячивались, а я очень боялся за подвеску! В таком темпе мы проехали с два километра по полю, между всяких сараев и коровников, и вот, наконец, оказались на обычной полевой грунтовке, совсем не далеко от реки.

Миновали первый, очень мелкий бродик, а дальше двигались успешно, вообще ни где не застревая, только иногда Серега выходил из машины для проверки засадных, на наш взгляд, мест. Дорогой не пользовались давно, во всяком случае в этом году на машинах по ней не ездили. Примерно через километр характер дороги поменялся - чем дальше от деревни мы уезжали, тем заброшенной она становилась, ребята все чаще выбирались из машины.

В некоторых местах дорога раздваивалась. Основная и более глубокая, грузовая что ли, колея для нас была непроходима совершенно точно. А вот второй путь проложен был как раз теми, кто не может проехать по основной (назовем ее легковой). По нему-то мы и продвигались. Один раз наша дорога проходила вплотную к реке и под таким углом, что мужики стояли в проеме водительской двери на  пороге машины, не давая машине кувыркнуться в воду.

Еще чуть дальше стала появляться грязь. Это были, не успевшие высохнуть, грязевые ванны. Объехать их было почти не возможно - слева крутой подъем к лесу, справа обрыв реки, поэтому приходилось тщательно продумывать траекторию и нам это удавалось. В один момент нас обогнали два мужика на великах, но ничего интересного они нам не сказали, только опять упомянули брод "Черный Омут", который нас ждал впереди.

И вот мы уперлись в такую лужу, что очень крепко и долго чесали репу, стоя перед ней. Колея плавно входила в ванну с жидким месивом и так же плавно выходила на другой берег. Длина - метров  восемь. Объехать можно было только одной стороной машины - правой по ходу движения, другая все равно шла бы по жиже. Я поехал и произошло то, что и должно было произойти - меня снесло в грязь. Начался долгий процесс вызволения машины. Вперед пробиться из этой ситуации было невозможно и мы стремились назад (но для того, что бы снова попробовать). Через некоторое время машина сместилась левее, в самое месиво и теперь уже основательно сидела.

Никакие веточки под колеса не помогали, даже заранее приготовленные тоНачалось...лстенные доски уходили куда-то вглубь. Надо Понеслась...было подкладывать минимум бревна, а их у нас не было. Огромным мучением оказалось вытаскивание домкрата из месива, даже специальная основа под его опору уходила в жижу. Сапоги вызволялись не легче. А еще каждый раз домкрат приходилось таскать к реке, по крутому спуску и промывать от забившейся грязи. После каждой моей попытки сдвинуться, машина все больше закапывалась, и скоро дверь уже почти не открывалась! В итоге, я совсем выбился из сил и мы приняли решение. Ребята идут на рПочти выбрались.азведку вперед, выяснять дорогу, ибо мы сталиВыбрались наконец! задумываться о возможности дальнейшего продвижения, а я в это время бензопилой заваливаю несколько деревьев и заготавливаю из них бревна. Солнце палило безжалостно...

Через некоторое время по рации получаю известие, что эта засада - цветочки, они видели еще десять засад по хуже, а до брода так и не добрались!

Итак, мы сшили по два бревна скобами и стали подпихивать их под передние колеса. Но какие же тяжелые получились эти сбивки из бревен! От пота моя синяя майка стала белой! Опять знакомый маршрут: грязь-река, грязь-река, и так много раз. Мы мучались еще с час времени, но машина все же продвигалась назад, к твердой земле. Когда же мы выехали, то уже поняли, что больше пробовать не будем - совсем заканчивались силы.

За нПростенький бродик.несколько сот метров до этой засады мы проезжали что-то похожее на А вот подъем на берег не очень.брод, и сейчас мы снова предполагали, что может быть это наш искомый брод? Принимаем решение попробовать перебраться на другой берег и посмотреть дорогу. Тем более что моя разведка в сапогах показала возможность этого. Единственная трудность - очень крутой заезд на противоположный берег; речка мелкая, дно каменистое. Жаль что не снимали штурм этой высоты, заезжал я быстро и эффектно.

Другой берег оказался вообще диким, тут не то что какой-нибудь колеи, тропы-то не было. Если приглядеться, то можно сказать, что когда-то здесь была конечно дорога, но сейчас она ни чем не отличалась от соседнего леса. Трава просто огромная и толстенная, но это для машины не страшно и мы тронулись в путь. Сразу же миновали маленький ручеек по древнему деревянному настилу, который еле разглядели в траве. Через несколько десятков метров дорога свернула в лес и здесь она казалась нам более заметной, т.к. в тени леса трава конечно не такая как на открытом солнечном месте. Ехали довольно успешно, но вскоре колея углубилась, и нам пришлось ехать по ее верхам, стараясь не грохнуться брюхом в нее. Все таки сели, когда я пытался взять ближе к лесу. Пару раз туда-сюда и вот сидим уже прилично. Пришлось опять доставать домкрат и проделывать всю ту же работу, которую делать уже устали. Через некоторое время вылезли конечно, но тут перед нами встала новая трудность - мы потеряли одну рацию!  

Стали стараться вспомнить, кто ее видел последний раз, куда положили и т.д., но все тщетно - в пылу борьбы с бездорожьем мы напрочь забыли даже кто ее держал в руках последний! Отправились назад по дороге искать. Прошли несколько раз, но ничего так и не нашли. Я постоянно посылал в эфир звонок, но ответа мы не слышалНа заброшенной дороге глубокой колеи почти не видно. Сели обоими мостами.и. И вот уже отчаявшись и приплюсовав к затратам в этом похоже 2500 рублей, я вдруг услышал в колее кратковременное шипение, посмотрел на шум и увидел ее. Потом выяснилось, что когда она ударилась о землю, то слетели настройки на другой канал и она не видела себе подобных. Почему она все таки один раз уловила звонок - не понятно. После этого мы стали внимательнее к ним относиться, и стараться не бросать где попало.

По этому сырому лесу мы проехали еще не больше сотни метров, пока не остановились и не пошли вперед на разведку - уж больно заброшенной казалась нам эта дорога. Ну и пешком мы прошли не больше пары сотен метров, пока не поняли, что дальше полная глушь и пробиваться мы будем тут не один день. Первое препятствие - завал из толстенных деревьев, ну а дальше дорога пошла на понижение, становясь все более мокрой, пока не вышла на настоящее болото. Кроме звериных следов мы больше ничего не видели. Пришлось возвращаться.

Разворачивались в стесненных условиях по глубокой колее, поэтому немного помучались. Дорога до брода и сам брод не вызвали трудностей, а вот обратный путь вдоль реки почему-то показался труднее, нежели когда мы ехали сюда. И вот на самой последней засаде я умудряюсь так сесть, что когда я вышел из машины, руки просто опустились и я стал думать, что ночевать мы будем здесь. Трудность была в том, что поперек месива зачем-то лежало бревно сантиметров 40 в диаметре. Положено оно было сюда очень давно, и теперь образовывало ступеньку-обрыв в одной из колей. В эту-то колею меня и снесло, хотя я и старался туда не попасть. И вот теперь машина стояла упертая правым передним колесом в бревно, ну и всеми остальными сидела в дерьме до кучи. После первых панических мыслей я стал думать что делать и уже понял, что надо опять доставать домкрат, пилу и т.д. Солнце садилось, как же мы устали, как не хотелось ничего делать! Кроме нас самих только чудо могло нас спасти, но на него мы никогда не рассчитываем. И вдруг откуда-то со стороны деревни мы слышим легкое тарахтенье мотора, а уже через несколько секунд понимаем, что по дороге что-то едет нам на встречу. Оказалось, что едет обычный УАЗ-козел. Останавливается перед нами и из него выпрыгивают подряд шесть мужиков вместе с водителем. По их настроению, мы поняли, что они готовы были нас здесь увидеть. Точно, это и есть та машина, о которой нам говорили дедки утром. Не долго думая водитель подал ближе к нам, а я полез за короткой веревкой. Наблюдая за всем этим, мужики нагло лузгали семечки, обмениваясь между собой и нами злорадными высказываниями, мол "Куда вы на этом полезли-то?" Надо было хоть как-то нам  ответить и я говорю Сереге, нарочито громко, чтобы он заснял все это на фото, а мы потом, мол, опубликуем фотки в московской газете. Подействовало отчасти.

Так вот, выНаш спаситель.тащил он меня легко и не принужденно, вообще не напрягаясь, а я в первый момент только чувствовал движение не вперед, а наверх, на бревно, а уже потом вперед. И тут-то я понял, что можно сколько угодно строить Ниву, а потом подъедет обычный УАЗик и вытащит тебя на волю. Нет, я это и раньше знал, но это был последний аргумент и больше таких аргументов мне не надо. После этого все шесть мужиков запрыгивают обратно, продолжая лузгать семечки и мы видим как этот УАЗик уезжает дальше. Он едет легко, не принужденно и быстро! Он не разбирает дороги, он едет в самое месиво! Все эти засады проходимы для него на сто процентов! Его водитель не знает что такое HigthJeck!

Но он и не знает, что в одной из луж валяется восемь металлических скоб! Ха-Ха! Шутка. На последок я прошу протащить нас дальше, до конца, ведь это ему под силу. Но мужик говорит, что опаздывает. В этом году он едет по этой дороге впервые, на какую-то дальнюю делянку. А еще мы узнали, что до брода Черный Омут так и не доехали, а та дорога, на которую мы свернули, ведет в деревню, от которой уже сто лет как ничего не осталось. И вообще они сказали, что дороги там нету. Комплимент нам.

По пути до деревни, мы наблюдали как этот УАЗ ехал сюда. Он, видимо, вообще не смотрел на дорогу - везде проходил ходом все засады, которые мы аккуратно объезжали. А в одном месте мы напоролись защитой на камень, который он выволок собой из земли, хотя до этого проехали над ним преспокойно. И вообще, если сюда мы ехали даже не буксуя, то теперь во многих местах я чувствовал, что прохожу на грани застревания - такую колею он проделал, не разбирая дороги.

УАЗ и Нива совершенно разные машины, их не надо даже сравнивать. Они лучшие каждый в своем классе.

До деревни и далее до Вохтоги, доехали без приключений и максимально возможно быстро. Солнце уже садилось, и нам был необходим ночлег. Искали его как всегда и нашли тоже как всегда - свернули на ближайшую дорогу, когда стало темнеть уж слишком быстро. Оказалось, что мы миновали деревню Левино, и дальше продвигались по ужасной полевой дороге вплоть до Кельино. В этой деревне опять петляли за домами, по полю, ища хоть какую-то дорожку дальше от деревни, к лесу, но так ничего и не нашли.

Увидели бабку, которая плыла в ночнушке по полю. Оказалось, что он слепая, а услышав звук мотора, вышла встречать сына, т.к. он электрик и что только он один ездит по округе на ГАЗ-66. У других не получается. Еще бабка сказала, что деревень дальше этой нет, и дороги туда тоже нет, что нас немного расстроило, ведь мы планировали туда если не проехать, то хотя бы пройти перед сном. До леса отправились напрямик через высокую траву поля, т.к. ничего похожего даже на тропинку мы не видели. Иногда пересекали такие глубокие старые колеи, что я чувствовал, что машина хочет скрутиться, но ничего, доехали таки. Были некоторые проблемы с дровами, т.к. лес сырой, хотя и попадаются древние сосны. Пила очень помогла.

Ночь прошла спокойно, а утро выдалось теплым и вот скоро мы снова едем дальше по маршруту. Правда до нормального асфальта нам пришлось немного поплутать вокруг вчерашней последней деревни (ну там, где мы ведьму в белом повстречали). На самом деле дорогу мы даже видели, но вот подъехать к ней оказалось не так-то легко. Можно было конечно вернуться по вчерашнему пути, но мы все же решили выбрать другую дорогу, коих в нужную сторону шло великое множество. В одном месте миновали овраг, а его отвесный берег штурмовали так, что я действительно подумал, что мы сейчас перевернемся через крышу назад! Было не очень приятно. Жаль, что не засняли, отрыв передними колесами получился приличный.

Вернувшись на асфальт мы стали думать, куда держать путь дальше. До Северного мы явно не успевали доехать, т.к. напрямую у нас пробиться не получилось, а в объезд было километров 250. Потратить еще один день на монотонное движение по дорогам общего пользования нам ни как не хотелось. Оставалось одно - продвигаться в сторону Москвы, посещая по пути интересные места.

Первым делом добрались до Грязовца, посещая по пути брошенные дома. Результат оставался таким же, как и вчера, а когда в городе мы увидели большую лавку с вывеской, вроде "Покупка и продажа антиквариата", то поняли, что в этом районе это дело поставлено на широкую ногу. Еще раз прокатились по городку и я опять отметил про себя его старинную прелесть. Порадовало, что и народу на улицах было много - кто-то, куда-то спешил, работало множество магазинчиков. В общем, не чувствовалось какой-то отчужденности, которую можно заметить во многих других местах, посещаемых нами. 

Из города отправились на юг, по той же трассе, по которой мы приехали сюда два дня назад. По пути остановились у какой-то забегаловки, что бы что-то купить перекусить. А еще чуть дальше заправились на захолустной заправке. Здесь я увидел обычный УАЗик на резине Я-569. В Москве ее купить весьма не легко, поэтому я спросил у хозяина где ее можно приобрести. Оказалось, что в Ярославле, на рынке при шинном заводе ее можно легко взять по 1000 рублей за штуку. Видимо придется как-то съездить.

Через 16 километров от города миновали пост ДПС, и хотя машин на дороге было очеЖелезнодорожная станция Бакланка. Водонапорная башня.нь мало, нас они почему-то не остановили, а только проводили взглядом. Повернули направо, в сторону городка Пошехонье. Дорога сразу же ухудшилась, было похоже, что она вымощена бетонными плитами, а сверху закатана асфальтом. Сейчас ее состояние не важнецкое, но на Ниве можно особо не парится. Первый населенный пункт на нашем пути - Бакланка. Скорее деревня, нежели город, хотя и с очень большой железнодорожной станцией. На ее путях располагалось множество товарных составов, но почему в таком маленьком населенном пункте такая большая станция мы так и не поняли. Сфотографировали еще одну кирпичную водонапорную башню, чем вызвали недовольство местных железнодорожников. Они почему-то пошли за мной, и я поспешил ретироваться.

Перед следующим большим населенным пунктом мы посетили какую-то брошенную деревню. Она была заброшена целиком и полностью, что встречалось нам не очень часто. Несколько деревянных домов, казалось, оставили не так давно и поэтому я стал надеяться, что может быть хоть здесь мы найдем какой-нибудь сувенир для себя. Где-то с пол часа мы обследовали дома, но так ничего и не нашли. А на двери одного из домов вообще висела записка, что мол уже все вывезли и искать нечего. Мы конечно не поверили, и вошли внутБрошенная мельница.рь. В этом доме чувствовалась дыхание старины, как ни в одном из других: множество старинной домашней утвари, всякие сундуки и т.д. Один сундук привлек наше внимание. Это был ящик, объемом примерно на пол куба, сколоченный из толстенных досок и обитый медью. Настоящая древняя вещь! Интересным было и то, что его крышка, изнутри была обклеена всякими старинными бумажками начала 20 века: фантиками от конфет, этикетками от духов, афишами и т.д. И даже их кто-то пытался оторвать, но не удачно - приклеено было на совесть. Не далеко от домов располагается настоящая ветряная мельница. Такое сооружение мы видели впервые и, конечно же, отправились на его детальное изучение и фотографирование. Все в нем удивляло нас: и полностью деревянная конструкция, включая деревянный же вал, огромные шестерни, обитые полосами металла, катки каменных жерновов. Для нас это стало открытием.

Село Кукобой тоже нас удивило. Позднее, из журнала "Отдых в России" за ноябрь 2004 года, я узнал, что это село действительно необычное. Именно оно считается местом жительства Бабы Яги, и ему отводится роль, похожая на ту, что отведена Великому Устюгу, как родине Деда Мороза. Местное население упорно поддерживает слухи о всякой нечисти, домовых, русалках и т.д. Говорят, что и Спасский собор был возвеХрам, овощехранилище, тюрьма... А теперь снова храм.ден местными умельцами для отпугивания злых сил от села. Собор действительно необычный, он поражает своими формами размерами, а еще очень необычно его огромное окно-витраж посреди фронтальной стены. Ни в одной из виденных нами до этого церквей мы такого не наблюдали. После революции храм был превращен в овощехранилище, а подвал отведен под тюрьму (!). И вот с 1989 года храм снова передан церкви.

Городок Пошехонье находится уже в Ярославской области. Пролетаем сквозь него на всех парах, но даже за это короткое время я заметил всю его провинциальную прелесть - маленький, деревянный городишка, расположенный на берегу реки Согожа, которая совсем скоро впадает в Рыбинское водохранилище. От Пошехонья, вдоль все того же водохранилища, движемся в сторону Рыбинска.

И этот город стал небольшим открытием для нас. Очень большой, после всего увиденного ранее. Уже преобладает современная застройка, но еще можно видеть и старинные деревянные домики, и высоченные шпили церквей, старую противопожарную башню. Поразил настоящий песчаный пляж в центре города, люди купаются как в какой-нибудь Анапе! К сожалению времени у нас было в обрез, поэтому мы отправились дальше, в центр города, на поиски рынка, а заодно узнать и дорогу. Рынка не нашли, так что пришлось остановиться на какой-то площади с кинотеатром и автовокзалом. В обычных ларькРыбинск.ах закупили продукты на ужин и завтрак, а заодно я узнал дорогу у местного автомобилиста. Он вроде стал что-то объяснять, но когда мы ему показали карту, он сказал, что на карте вообще все не так. Мол город имеет какое-то стратегически важное значение и карты такие специально выпускают, что бы запутать шпионов. Во как! В итоге, он поехал перед нами, что бы показать дорогу на Углич. Да, мы бы точно заблудились!

Дальше двигались по нормальному асфальту мимо Искры Октября и прочих пригородных населенных пунктов. Вообще пригород показался каким-то богатым что ли - аккуратненькие домики с пластиковыми, кое где, окнами. Похоже немного на Подмосковье, но, конечно, не так круто. Где-то на этом отрезке мы повстречали колонну из пяти или шести подготовленных Митсубиси Паджеро. Все на больших колесах и с лебедками. Тут начались дружные перемигивания фарами, а водители похватали рации, но мы их, к сожалению, не могли слышать. Потом, в Москве, я попытался через нивскую конференцию выяснить, что это были за ребята, но точного ответа так и не нашел. Вроде бы какая-то компания отправлялась в это путешествовать по Архангельской области, но они это были или нет мы так и не поняли.

Мы планировали добраться до Углича, и где-нибудь в его окрестностях заночевать, но на пол пути у нас возникли некоторые сложности с дорогой. Если верить карте, то мы должны были вскоре без проблем въехать в город, но как только мы переехали приток Рыбинского водохранилища реку Юхоть, дорога сразу же испортилась - вместо нормального асфальта теперь мы ехали по пыльной грунтовке. За мостом от нашей дороги правее и назад уходила другая дорога. Все это нас насторожило, особенно если учесть, что бензина на ошибку у нас не было. Остановились у пешехода узнать дорогу. Дед сказал, что  прямой дороги на Углич нету и у нас есть два варианта. Либо вернуться назад, через мост, свернуть направо, и дальше ехать до села Новое, а оттуда уже повернуть правее к городу, либо тоже двинуться немного назад, но свернуть на плавно отходящую дорогу влево перед мостом, воспользоваться паромной переправой и в Мышкине, городе на другом берегу Рыбинского водохранилищу, искать топливо. Выбираем первый вариант, т.к. второй, после изучения карты, нам показался не очень интересным.

До Нового доезжаем быстро и не интересно, но вотВид со второго этажа церкви. в самом селе, на развилке дорог, видим большую заброшенную церковь, которую и отправились изучать. Сохранилась лестница-ход на этаж выше, откуда сделали пару фоток. Рядом со зданием церкви сохранилось несколько старинных амбаров-сараев, которые и сейчас выполняли свое предназначение, размещая в себе какой-то деревенский скарб.

 

Дело было к вечеру, солнце садилось и мы принимаем решение искать место для ночевки. По карте нашли место для ночевки, которое показалось нам интересным - совсем неподалеку от нашего места положения находилось несколько заброшенных деревень, а в одно из них даже имелась церковь. Что бы добраться до этих мест нам нужно было свернуть от Нового на юг, в сторону деревень Хмельники, Отестово и т.д. (см. карту). Но самое интересное, что нужную нам дорогу мы каким-то образом проскочили мимо, но когда нам стало это ясно, было поздно - слишком далеко отъехали, а надвигающаяся ночь и заканчивающийся бензин не давали возможности вернуться назад.

Теперь мы продвигались к Угличу по обычному асфальту, но нам все равно необходимо было найти место для ночевки, и, не желая останавливаться в ни чем не примечательном месте, мы снова обратились к карте. Оказалось, что и вдоль этой дороги есть кое что интересное. Деревня Архангельское находится в стороне от дороги и это тоже было нам на руку, а еще в ней находилась церковь. Поворот на эту деревню мы и искали минут сорок, пока не решили спросить у местного населения. Заехали в какую-то деревню, обнаружив там, на наше удивление, много недавно построенных дач. Остановились у какого-то дома и сразу же нам на встречу вышел пьяненький мужик, а вслед за ним и его женушка. Сразу стало понятно, что это скорее отдыхающие дачники, нежели деревенские жители. На наши вопросы о церкви, они стали говорить, что тамошний служитель видимо уже спит и ехать туда стоит с утра. Все, нам туда не надо! Дальше веселая парочка стала предлагать нам какие-то красивые, по их словам, местам для ночевки вдоль местной речки Улейма. А еще нас удивило то, что рядом с их домом стаяла новенькая Toyota Camry. Обалдеть, во дают!

Те места, о которых мы слышали, на поверку оказались часто посещаемыми, вытоптанными полянами для пикников и мы от них отказались. В порыве отчаяния мы решили форсировать ту самую речку в какой-то деревне, т.к. на другом берегу местность казалась более заброшенной. Я даже полез за сапогами, но голос разума и мужики вовремя остановили меня - слишком глубок был этот брод и мы реально рисковали зависнуть здесь на ночь.

Место нашли как всегда - свернули на первую попавшуюся дорогу, когда темнеть стало совсем быстро. Это место находится справа от дороги, за несколько километров до Углича. Как только съехали с асфальта, сразу же уперлись в овсяное поле. Я поперся к лесу прямо через него, т.к. хотелось уже остановиться наконец, но потом мы передумали, не зная как местные отреагируют на этот маневр. Ехали по кромке леса, по очень хорошей укатанной дорожке, и вскоре оказались на другой стороне поля. К нашему разочарованию оказалось, что здесь довольно часто бывают люди - из леса выходила колейная дорога, которой пользуются, вытаскивая срубленные деревья. Все это нам стало надоедать - когда же мы остановимся, наконец? Даже появился какой-то напряг между мной и Серегой. Я хотел уже встать здесь, благо и дров полно, но Серега говорил ехать дальше. Проехали таки по полю еще чуть-чуть и, наконец, остановились.

Эта ночка запомнится мне надолго! Вечер прошел как всегда, т.е. очень хорошо, а вот первую половину ночи мы с Илюхой провели на нервах. Я поначалу уснул, но когда все полезли в палатку, я проснулся и уже не смог заснуть. В течении часа или больше мы с Илюхой слышали какие-то звуки (страшные звуки, ей богу!) со стороны леса, а поскольку палатка и стояла изголовьем к лесу, то лично я чувствовал себя не очень комфортно. Мы реально испугались в ту ночь - во мраке явно кто-то находился, и мы никак не могли понять, что это или кто. В конце концов нам это надоело - надо было спать уже - и мы решили прочесать лесок позади нашей палатки. Оделись, вооружились не слабой дубиной и топором, и при свете фонарей пошли по тропинке в чащу. Конечно же, мы ничего не нашли, но, во всяком случае хоть успокоились, и нормально уснули. Надо сказать, что Сереге все наши переживания были по большому барабану - он ничего не слышал в ту ночь, т.к. он в принципе ничего не мог услышать. Устал он очень...  

С утра, при свете солнца, мне уже были и не понятны ночные страхи. В общем, выспались, перекусили и отправились дальше в сторону Углича. До города добрались быстро и без проблем и сразу же заехали на заправку, т.к. лампочка уровня бензина уже давно пугала своей постоянностью. В городе особо не стали ни где останавливаться, лишь заехали на центральную базарную площадь прикупить что-нибудь пожевать и узнать о дороге. Город очень понравился - весь древний какой-то, с множеством не только церквей и целых храмов. К сожалению мы и его пролетели насквозь, не сделав даже ни одной фотографии.

Из города двинулись в юго-юго-восточном направлении в сторону населенного пункта Улейма. Дорога до него оказалась не очень привлекательной с нашей точки зрения - ровный асфальт, высокая скорость и ничего интересного вокруг. А вот дорога от этой самой Улеймы до Ильинское нам показалась очень даже интересной. Дело в том, что если взглянуть на карту, то можно увидеть, что параллельно основной нитке дороги, в том же направлении тянется еще одна. Зачем же было строить две дороги в одну сторону, отстоящие друг от друга на несколько сто метров? Что бы ответить себе на этот вопрос мы и решили проехаться по соседней дорожке. Развилку, не далеко от Улеймы, мы проскочили так и не заметив разветвления, но через пару километров мы все же свернули на "перемычку", соединяющую две дороги. Эта "перемычка" оказалась коротким отрезком бетонки, прямолинейная, как будто ее по линейке проложили.

И вот мы на месте. Сразу же заметили, что этот путь не такой прямолинейный, как тот, с которого мы только что свернули. И самое главное - эта дорога была вымощена настоящим булыжником - прямо булыжная мостовая! Мы раньше ездили пару раз по таким, но все они были не лучшего видимо и, видимо столетиями не ремонтировались. Думаю, что и эту не чинили давно, но выглядела она очень хорошо - камни отсутствовали лишь в некоторых редких местах. Заметили, что передвигаются по ней не очень часто, и видимо, основная часть автомобилистов пользуется асфальтовой дорогой. Эта же - скорее извилистая дорожка, прорубленная в лесном массиве. Однако мы ехали без труда на нашей Ниве, хотя и не очень быстро - мало приятного трястись по каменюгам, да к тому же и очень губительны такие дороги для подвески, если не нестись по ним сломя голову. Я снова вспомнил отдаленную часть тверской области, район Торопацы, где после полудня тряски по такой же дороге у машины просто отвалился амортизатор от кольца по сварочному шву. Вскоре появилась еще одна причина невозможности ехать быстро. Мы нагнали какую-то Оку, за рулем которой сидел дедуся и похоже было, что он вообще ни куда не торопиться. Наглеть мы не стали и подождали пока он, наконец, не остановился на обочине и тогда уже его обогнали.

Если вдоль асфальтовой дороги, судя по карте, не было вообще ни каких населенных пунктов, то и вдоль этого древнего пути мы увидели первое жилье лишь через пару километров. Деревушка называлась Жабня, и мы прямо вынырнули из густоты леса в нее. Дорога как шла прямолинейно, так и шла себе дальше, а дома деревушки просто ютились вдоль нее слева и справа. Место оказалось достаточно заселено - полно народу, везде какое-то хозяйство, живность бегает всякая, поэтому мы не стали особо задерживаться и ехали дальше.

За деревней дорога немного ухудшилась - стала помокрее, камни в некоторых местах были погружены в черную грязь. Однако мы ехалСтадо.и дальше, хотя и понимали, что здесь уже не ездят на всяких Окушках. Вообще казалось, что этой дорогой не пользуются как дорогой, а скорее пользуются как лесной тропой - лес еще ближе подступил к ней, а вместо хоть каких-то следов машин мы видели отпечатки копыт домашнего скота. В наших предположениях мы не ошиблись и вскоре заметили впереди себя небольшое стадо коров и овец, которых гнал нам навстречу парнишка-пастушок. Вот он подивился-то!

Следующая деревня - Зимницы, она гораздо меньше предыдущей, но в ней мы сделали остановку минут на пятнадцать и повод для этого был. Большой старинныСтаринная изба.й дом, на самом выезде из леса, и, к тому же, брошенный. Не полезть в него мы не могли. Оставлен людьми он был давно - за это говорили и отсутствующий пол, и наполовину обвалившаяся крыша, но все же интересно было по нему полазить. Когда-то дом принадлежал зажиточным людям - огромный каменный подвал во всю площадь застройки, с высотой потолка в полтора роста человека, скорее всего не могли себе позволить простые крестьяне. Все стены снаружи и окна украшены старинными резными деревянными орнаментами и наличниками, которые придавали дому вид богато украшенного. Обследование дома не принесло ни каких находок, кроме пары ручек, снятых с окон. Под толстенным слоем краски, позже, я обнаружил клеймо тульских мастеров. Не думаю, что я поучаствовал в уничтожении памятников русской старины, скорее всего этот дом, как и многие другие, просто развалится через какое-то время. Жаль. Ну хотя бы на фотографиях он останется в том виде, в каком мы его застали.

Следующие дома этой деревеньки больше похожи на обыкновенные дачи, хотя мы и заметили еще несколько строений, похожих но только что увиденный дом. Дальше дорога оказалось более наезженной с одной стороны, и более разрушенной с другой - почти совсем исчезли булыжники с дороги. Цивилизация идет, даешь асфальт!

Деревня Хмельники поразила своей стариной и древностью - несколько домиков вдоль короткой улицы, но все они действительно очень старые, похожие на тот дом. Почти все заселены. Мы проехали до конца улицы, рассматривая антикварную деревню, и остановились только у колодца, на окраине деревеньки. Последний дом казался заброшенным, но все таки замок на нем висел, и мы, конечно, не полезли в него, тем более что рядом крутились хозяева соседнего дома. Жаль, дом действительно был интересный - большой, с балконом.

У нас оставалось не так уж много времени, и мы должны былидер.Скоково. Этот дом оставлен людьми. двигаться в сторону дома, но все таки мы решаем заехать в еще одно место. От Хмельников двигаемся в сторону деревни Судилово, а от нее поворачиваем на Скоково. Дорога туда, если верить карте заканчивалась через несколько километров, и мы надеялись просто посмотреть на деревни вдоль нее. К нашему удивлению мы двигались по асфальтовому покрытия, лишь в некоторых местах которого наблюдались приличные выбоины. Было заметно, что раньше эта дорога была востребована, но сейчас она потихоньку умирала и чинить ее видимо и не будут.

 

Миновали Скоково. Деревня оказалась жилой, но на обратном пути мы решили подъехать к одному дому, показавшемуся нам покинутым. Последняя деревня на нашем пути - Цилино. Судя по карте асфальт должен был кончиться еще не доезжая до нее километр пути, на деле же вся дорога до деревни была им покрыта.

Проезжая по деревенской улице, мы заметили и несколько покинутых домов, но в целом деревня казалось очень даже живой - бабки сидят на завалинке, дети носятся - жизнь идет. Доехав до конца, разворачиваемся, т.к. дальше пути нет. На обратном пути решаем пообщаться с местным населением, хотя обычно этого мы и не делаем. Прикидываемся потенциальными покупателями какого-нибудь дома и подваливаем с этой версРаритет. В смысле кузов.ией к бабусям. Выясняется, что у вех заброшенных домов есть хозяева, но все они много лет не появляются в деревне, проживая кто где. Зато одна бабуся показала нам свой дом, который она продает. Внутри все казалось по-домашнему теплым и хозяйским, хотя мы и не видели ни каких предметов старины, которые в общем-то и высматривали, планируя, если что их приобрести. Большим удивлением для нас явилось то, что в доме имелся телефон! интересным оказалась история хозяйки дома. Сама она родом из Владивостока, а сюда ее привезли дети лет десять назад. Зачем, мы так и не поняли, только предположили, что детишки сбагрили старушку доживать свой век в края далекие. Сейчас бабка на старости лет собралась на родину. Вот так.

На обратном пути обследовали дом, запримеченный пол часа назад. Он хоть и оказался без людей, но был закрыт на замки и мы не стали особо в него лесть, хотя и попробовали по началу. 

Вернувшись на асфальтовую дорогу, взяли на юго-запад, в сторону крупного населенного пункта Заозерье, в котором и остановились, еще из далека заметив остатки высокой колокольни. Пытаясь к ней подъехать, выехали на центральную площадь этого села и тут заметили еще одну церковь, или скорее храм, если судить по его размерам - высота не такая, как у предыдущей, но основательность сооружения была сразу заметна. Отправились в магазин, а затем и на обследование старины. Здание церкви оказалась на реконструкции, и внутрь мы так и не попали. Пришлось ограничиться внешним осмотром, но и он вполне удовлетворил наше любопытство. Вокруг имелось несколько каменных пристроек, имеющих отношение к церкви, а еще чуть подальше мы заметили старые деревянные сараи, имеющие, судя по всему, хозяйственное значение. Вообще само село казалось очень старым, дома - двухэтажные, деревянные сооружения, с общим подъездом на несколько квартир.

К замеченной нами ранее колокольне подъехали без проблем, по асфальтовой дороге. Она располагалась у входа на кладбище, являясь как бы воротами. Сейчас она, своей запущенностью и разрухой , ни чем не отличается от многих других, виденных нами.

На нашем дальнейшем пути оказалась еще две остановки, что называется по теме. Где случилась первая, я уже и не помню, только вспоминается заброшенная церковь, к которой мы так и не подъехали, а добирались до нее по заболоченному полю пешком. Вторая произошла на развилке дорог, у деревни Кудрино (вроде бы). Здесь причиной нашей задержки оказался одиноко стоящий заброшенный дом вдали от дороги. Его обследование принесло кое какие результаты, и главным образом это оказалась литература дореволюционных и послереволюционных времен - какие-то журналы, книги. Сейчас это все так и валяется, но найти это было интересно.

Все. Дальше до Москвы мы больше не останавливались, если не считать одной заправки и мойки машины там же. Так и закончилось наше путешествие года. Впечатление осталось размытое. Во-первых, мы снова ехали на одной машине и это здорово нас ограничивало, но зато адреналина было больше. Ведь любое путешествие на одной машине вдали от цивилизации гораздо экстремальнее (авантюрнее), когда едет группа машин, пусть даже и из двух машин. Во-вторых. Путь оказался не близкий, и мы поняли, что на такие далекие поездки надо отводить больше времени, а так остался осадок какой-то суеты - быстрее, быстрее, а то не успеем. Уж слишком много километров мы проехали по асфальту, и слишком мало вне его. Многие интересные места просто пролетались на скорости. А так все понравилось, хотя и не достигнута главная цель поездки - Северный. Но ничего, она просто перенесена на 2005 год, и уже сейчас, зимой, идет неспешная подготовка к предстоящей поездке. 

P.S. А перед въездом в столицу мы снова увидели "четверку", набитую великами.                       

  

 

 

 

 

  

      
 

 
E-mail: NivaVoevod@mail.ru