Домой
Походы
ПокатушкиФотографииЖелезо


СМОЛЕНСКАЯ БИТВА (Смоленская область, июнь 2004г)

В июне мы вновь, тем же составом, что и на майские праздники, засобирались в очередное путешествие. На этот раз мы думали отправиться в места, где можно было бы испытать, появившийся у нас металлоискатель, поэтому выбор Смоленской области в качестве нашей цели был вполне понятен. Металлоискатель спаял один мой хороший знакомый и теперь его надо было испытать на природе, а заодно мы надеялись, что он нам поможет найти что-нибудь интересное. Мы же ведь всегда говорили, что без прибора найти что-то стоящее в земле просто не возможно, так что теперь можно было надеяться на удачу.

Вторая причина поездки именно в Смоленскую область связана с одной информацией, которую нам поведал Виталий. У него есть знакомый, который проживает в Москве, но сам родом из Сафоново. Это большой населенный пункт, на трассе между Вязьмой и Смоленском. По его словам в тамошних местах полно заброшенных деревень и хуторов, который не обозначены на карте. Их-то мы и планировали посетить...

В этот раз мы опять встречались с Колькой не в Москве, а на полпути до места назначения, так что мы вчетвером ехали в моей машине до Дорохова, где и должны были встретиться. Кто был четвертым? Виталий взял с собой прикольного пса с именем Тим. Какой он масти не очень понятно, но папаша у него из какой-то африканской охотничьей породы. Такими собаками там загоняют львов! Поначалу меня это немного напрягло, но мы быстро нашли общий язык, и пес стал настоящим членом нашего экипажа.

После встречи с Колей, перегрузили вещи и поехали дальше, намереваясь добраться по асфальту до Сафоново, а там уже думать куда ехать дальше. Собака осталась в нашей машине.

Трасса М1 почти на всем своем протяжении находится на реконструкции, особенно за Вязьмой - расширяют полотно, но в целом все ремонты ни как не сказываются на скорости продвижения, так что мы ехали весьма быстро. Однако дорога получалась весьма утомительна, так как ни чего интересного мы не видели, а качество дороги так и подмывало ехать по быстрее, а на Ниве быстро ездить не очень-то приятно. В Вязьму мы все таки заехали, что бы купить что-нибудь пожевать и немного разбавить монотонность дороги. Город нам знаком по прежним походам и мы сразу же стали искать дорогу на центральный рынок, так как там было все и не дорого. Снова посетили хлебную лавку, где все с пылу-жару и ассортимент огромный, к тому же не дорого. Купили почти все продукты на весь поход, плюс всяческие батарейки и прочие фотопленки. После того как загрузили вещи по машинам, то поняли что Колькину Ниву надо разгружать. Там уже было две канистры с бензином, и теперь она совсем лежала на брюхе - пружины слишком мягкие. Взяв часть груза к себе и более-менее уравновесив машины, мы тронулись дальше, снова возвращаясь на трассу.

Примерно через 50 километров мы, правда со второго раза, нашли нужный нам поворот налево от трассы, в деревне - Прудки. К этому моменту мы распланировали наш предполагаемый маршрут до конца дня. Мы намеривались проехать вдоль восточного берега Днепра, через деревни, некоторые из которых были обозначены на карте как не жилые, до населенного пункта Верхнеднепровский.

До железнодорожного переезда в населенном пункте Никулино доехали по нормальной грунтовке, ни чего интересного не наблюдая. Следующие деревни Звягино и Терехово тоже не преподнесли ни чего интересного, а вот в деревне Перстенки мы увидели старую разрушенную церковь. Она была в таком же состоянии, как и большинство других, которые мы встречали на своем пути. Ни чего необычного в ней не было, только ее кирпичная кладка казалась слишком уж обветренной. Но судя по табличке она не была какой-то очень древней постройкой - как и все. На ней даже красовалась табличка, из которой следовало, что эта церковь - подарок каких-то помещиков местному населению, и построена она в первой половине 19 века. Полазив по развалинам и сделав несколько фотографий мы поехали дальше по нашей грунтовке. Собаку затащить в машину оказалось большим трудом, она с ума сошла от просторов и ни как не хотела возвращаться на свое место.

Дальше грунтовая дорога местами переходила в нормальный асфальт, но было видно, что по нему если и ездят, то очень редко - из его трещин торчала трава. От деревни Данилово кроме нескольких столбов и развалин фермы, ни чего не осталось. Она хоть и обозначена на карте как нежилая, но мы все же надеялись найти хоть какие-то постройки. В ней-то асфальт и закончился, однако мы продолжали ехать по вполне накатанной полевой дороге, поэтому думали, что едем правильно. Теперь она шла по направлению к Днепру, и какое-то время мы ехали строго на запад, однако когда местность стала понижаться и принимать заболоченный характер, дорога вновь свернула на юг. В какой-то момент, слева от себя, в полоске леса, мы увидели канавы, похожие на окопы. В принципе, они и могли быть здесь - на возвышенности, по кромке леса - отсюда просматривался большой кусок заболоченного берега реки. Хотя, думаю, боевые действия здесь не велись, ибо немцы со своими бронированными армадами вряд ли здесь продвигались - ближайшие дороги остались либо позади нас, либо были далеко впереди. Все таки мы отправились их прозвонить металлоискателем, но приборчик сдох почти сразу же. Осмотр показал, что виной тому высокочастотный разъем. Он коротил при каждом движении и постоянно давал ложные сигналы, отчего поиск оказался просто не возможным. Мы его доставали еще пару раз, но толку от него не было.

Дальше дорога казалась нам все меньше и меньше наезженной, но мы ехали дальше, въехав вскоре на поле, заросшее высоченной травой и разнообразными цветами. В этой-то красоте мы и потеряли следы окончательно. Приняли решение добраться по прямой до ближайшего леса, а потом проехать вдоль него, надеясь пересечь нашу предполагаемую дорогу. Так мы ее и не нашли и в конце-концов развернулись и поехали в обратную сторону. Проверили один отворот, шедший на восток, но только потратили час на безуспешные поиски. Дороги, в принципе, имелись, но на они были завалены таким буреломом, что мы потратили бы несколько часов, что бы проехать хоть какой-то отрезок пути по ним. Решили вернуться. В этот момент на Колиной машине начались проблемы с зарядкой аккумулятора - загорелась лампа недозаряда. Запасное реле у меня имелось, поэтому после его установки, лампа погасла, хотя еще и загоралась некоторое время. Не очень понятно.

В том месте, где мы снова вернулись на грунтовку-асфальт, был один поворот. Направо по пути следования. Посмотрев на карту, мы предположили, что это-то и есть наша дорога. Правильно, мы должны были продолжать движение после последней деревни на юг, даже взять немного на юго-восток, а поперлись зачем-то на запад, к берегу Днепра.

Через несколько сот метров въехали в лес, и уже ехали по сырой лесной дороге. Однако все глубокие, залитые водой колей, мы удачно объезжали по лесу. Лишь в двух местах у нас возникли небольшие трудности. Первая проблема - Коля, во время очередного объезда по лесу, как-то умудрился въехать между несколькими деревьями и в них заблудиться. Крутился-крутился, но выехал таки, правда немного поцарапав бока. Ерунда. Следующая трудность - дерево в обхват, перегородившее дорогу. Бензопила справилась с ним на ура, правда немного мешал начавшийся дождь.

Судя по карте, если мы ехали правильно, то должны были пересечь какой-то мост. И скоро мы его увидели, точнее то, что от него осталось. Раньше небольшая лесная безымянная речушка протекала через железобетонные трубы, а сверху было настелено железо. Трубы-то остались, а вот железо было растаскано по ближайшему леску. Была настелена только небольшая тропинка, по которой можно перебраться разве что на мотоцикле (следы какого-то деревенского байка мы постоянно видели перед собой в лесу). Не долго думая, мы принялись за работу. Ехать назад очень не хотелось, особенно теперь, когда мы стали уверены в правильности своего пути. Примерно за полчаса переправа была готова и мы тронулись ее преодолевать. Приходилось перемещать листы железа с пройденных участков на преодолеваемые, так как их явно не хватало для полноценного моста. После удачного преодоления  переправы мы еще немного покалбасились в грязевых лужах недалеко от нее, а дальше пошла все та же мокрая лесная неезженая дорога.

Перед полем, на котором предполагалась деревня, было одно узкое, размытое дождем, место. Я шел первым, поэтому, видимо, и прошел его без проблем, а вот Коля, при каждой попытке, соскакивал передними колесами в кювет. Но после тщательного прицеливания, все были на другом берегу.

Деревня Новый Двор располагается на высоком холме. Здесь же проходит просека ЛЭП, хотя на карте она не обозначена. Не смотря на название, деревня заброшена уже очень давно, и из всех домов сохранился только один. Остальные же давно развалились и о них напоминали только печные трубы или фундаменты. Дом который остался, видимо еще посещается кем-то - вокруг огороды. Все окна и дверь были закрыты железными ставнями, а при входе красовалась надпись:"Взорветесь, пид..сы"! Учитывая, что вокруг была война, мы конечно же не стали в него лезть, да и так не полезли бы.

Дальше дорога казалась более наезженной, и трудностей с выбором пути у нас не было, хотя дорога была и не одна. Мы просто ехали по той, которая вела на юг и которая была более наезжена. В одном месте, прямо на дороге, в нескольких десятках метров от себя, мы увидели лисий выводок - три лисенка резвились в песке. Заметив нас, двое сразу ретировались в кусты, а третий задержался, рассматривая нас, но и он последовал за своими сородичами, когда мы подъехали ближе.

Через некоторое время, когда мы въехали в старый сосновый лес, нас ждало еще одно интересное открытие. Прямо рядом с дорогой огромная береза была огорожена заборчиком, наподобие тех, которые устанавливают на могилах. Однако здесь не было ни какой могилы, а из таблички следовало, что это место имеет для кого-то очень важное значение (см. фото). Прочитав ее и представив те события, которые происходили здесь в 1941 году, мной опять овладело то чувство, которое я испытывал в лесах у Яузского водохранилища, когда мы видели все приметы боевого лихолетья. Не знаю, велись ли здесь боевые действия, но события военной поры в этих местах происходили явно. В начальный период Отечественной войны наши войска просто сметались немцами с подготовленных рубежей. Может и здесь все те окопы, которые мы видели на тот момент и еще увидим, были просто покинуты при очередном отступлении советских войск... Теперь же, мы просто стали свидетелями чьей-то личной трагедии. Посмотрите фотографию, прочитайте табличку...

Дальнейший путь сейчас трудно описать, так как деревни попадались все чаще, все они были жилыми, но табличек с названиями, конечно же, не было. Однако как мы и планировали, мы все же выехали к мосту через Днепр, в районе деревни Полибино. Переехав на тот берег, мы въехали на разбитый, но все же асфальт, и поехали в сторону большого населенного пункта Верхнеднепровский.

Теперь впереди нас уже ясно и точно вырисовывалось какое-то огромное сооружение. Мы уже давно видели, когда выезжали из лесов на поля, какие-то высокие вышки непонятного для нас назначения, заводские трубы, самых различных размеров и форм. Теперь все это, наряду с огромными цехами и ангарами, принимало форму какого-то предприятия. Эффект дополняла и погода - из низкого серого неба моросил противный дождь. Когда мы приблизились к этому "объекту", то оказались как бы у его подножия - гигантский холм, и где-то наверху располагались все сооружения и огромный, как нам показалось, железнодорожный узел. Объезжая это место по нормальному асфальту, мы все смотрели на эти корпуса и удивлялись - казалось все заброшено - ни одного человека, окна корпусов разбиты, но все же в некоторых из них горит свет, некоторые трубы дымят.

Через некоторое время мы очутились на т-образном перекрестке, и уже совсем не понимая где мы находимся, просто свернули направо. Проехали несколько сот метров и уперлись в какие-то ворота с проходной. На наше счастье рядом проходили какие-то мужики и они-то нам и раскрыли тайну этого сооружения. "А, так это карбофоска!" - сказали они. А увидев наши вопросительные лица, пояснили, что так они называют завод по производству удобрений - одно из крупнейших предприятий Европы. Сейчас оно функционирует не на полную мощь, но в былые времена снабжало полстраны химией. Поселок Верхнеднепровский, как мы поняли, был возведен для проживания людей, обслуживающих это предприятие. Сейчас, конечно, и здесь было полно простых дач.

Вернувшись к тому перекресту мы поехали прямо и еще немного поплутав, все же попали на нужную нам дорогу. Теперь у нас были планы посетить деревню Рубежня, которая обозначена на карте как заброшенная и к тому же находится совсем близко от нас - в нескольких километрах к югу от Верхнеднепровского.

Свернув с основной дороги, мы и дальше продолжали ехать по такому же нормальному асфальту, наблюдая с обоих сторон дороги какие-то дачные постройки и огороды. Созерцание всего этого давало основание думать, что здесь ни чего заброшенного нет. Так и оказалось. Дорога упиралась в открытые ворота, но вдалеке были видны еще одни ворота, которые были закрыты, а рядом ходил какой-то мужик. Оказалось, что это какой-то то ли дом отдыха, то ли база отдыха. Не решившись туда ехать мы стали думать, что неплохо было бы устроиться на ночевку в каком-нибудь укромном местечке. Дело уже было близко к вечеру, так что ехать еще куда-нибудь не хотелось и мы думали устроиться прямо здесь, однако когда рядом с нами остановилась старая Ауди с таксистским маячком на крыше, и из него выпрыгнул малец, дал водиле денег и убежал куда-то в лес, мы поняли, что здесь уж слишком многолюдно.

Приняли решение искать ночевку в другом месте, и поехали по направлению к месту предполагаемых завтрашних поисков. Это был район к Юго-востоку от города Дорогобуж, в котором на небольшой площади было обозначено несколько заброшенных деревень и одна церковь.

Ехали без остановок, так как устали прилично и хотелось баеньки. Город Дорогобуж очень понравился, особенно его юго-западная часть - извилистые улицы со старыми домами поднимаются с горы на гору, ни какой городской суеты. Даже захотелось здесь провести одну неделю отпуска, просто ни чего не делать и гулять по городу.

На правильную дорогу попали только со второго раза. Сначала выехали на дорогу Дорогобуж-Ельня. Зато на ней, совсем не далеко от города нашли заправку, пополнив баки и канистры. Вернувшись назад, свернули налево и поехали, наконец, в правильном направлении, т.е. в сторону населенного пункта Усвятье. После него проехали четыре километра и повернули налево. Теперь надо было найти место для лагеря, но это нам долго не удавалось - вокруг одни поля, все как на ладони. И тут вдруг Коля резко сворачивает с дороги на поле и несется прямо по нему на полном газу. Мы с Виталиком просто обалдели и кинулись за ним вдогонку. Еще некоторое время он гнал по полю, а в какой-то момент так же резко повернул к ближайшему леску, остановился у него и заглушил машину. Когда мы подъехали, он объяснил нам, что просто за....ся ехать и хочет спать. Смеялись мы долго - этот его неожиданный маневр поднял нам всем настроение, надо было это видеть.

Мы еще проехали некоторое расстояние, пытаясь найти место подальше от дороги и поуютнее. Перебравшись на соседнее поле по высохшему ручью, мы было поехали к ближайшему леску, но обнаружив там кладбище (нет, он знал куда сворачивал!), взяли правее и остановились, наконец таки, у соседнего лесочка.

Место оказалось уютным, но вот такого количества комаров мы еще, по моему, не встречали. Перед сном пошли с Серегой осмотреть то кладбище, которое на поверку оказалось довольно старым, во всяком случае новых захоронений мы так и не нашли, даже маломальской тропы к нему не было. Подходя к лагерю, выбежавший из палатки Тим, встретил нас  не очень дружелюбным лаем. Я как-то успел подойти к машине и встать за нее, а вот Сереге это не удалось. Он все светил псу фонарем в морду, а тот в свою очередь все дальше в поле оттеснял Серегу. Ситуация стала меня пугать не на шутку - собака явно не узнала своего и, по моему, готова была разорвать его, как какого-нибудь африканского льва. Ситуацию разрулил Виталик, вылезший из палатки. Он оттащил монстра и Серега проскочил к себе. Теперь мне стало очень интересно: а пустит ли меня Тим в свою палатку. Ну в общем все обошлось и мы все угомонились.

Конечно, мы с Серегой были злы на собаку, не признавшую нас, но ночью произошел один эпизод, который заставил быть нас благодарными этому псу. Среди ночи я проснулся от Колиного голоса из соседней палатки. Он говорил нам шепотом, что по лесу кто-то ходит. Я стал прислушиваться, но ничего не услышал, как вдруг собака встала в стойку и начала злобно рычать. Было ощущение, что она видит кого-то прямо через ткань палатки и не спускает с чужака взгляда! Потом мы услышали, как кто-то огромный поломился сквозь кусты куда-то в гущу леса. Конечно это был какой-нибудь лось или олень, привлеченный чем-то к нашему лагерю. Но все же, собаке мы были благодарны...

С утра пробуждение было быстрым, а подъем тем более - в обоих палатках были целые тучи комаров! Позднее мы поняли, что к нам в палатку они залетали через дырявую сетку окна, которую мы позже залепили скотчем, а к Сереге через неплотно закрытые "двери". После завтрака мы вернулись на дорогу в том же месте, где вчера Коля лихо с нее съехал и продолжили наш путь. 

Асфальт закончился на перекрестке в большом селе Кузино, и дальше, повернув налево, мы продолжали ехать по обычной грунтовке, планируя добраться до деревни Мутышино, обозначенной на нашей карте как заброшенная. Однако, карта эта опять преподнесла нам сюрприз. Если ей верить, то грунтовка должна была закончиться, уперевшись в берег реки Ужа, которую нам предстояло пересечь. На том берегу дорога уже была обозначена как лесная или полевая. На деле же оказалось, что грунтовка идет и дальше, не подходя к реке, а протягиваясь вдоль нее. Поворот на брод мы проехали и, в конце концов, оказались в деревне Губино. В ней мы увидели несколько вполне сохранившихся домов, но только в самом последнем нам навстречу вышел дед. От него-то мы и узнали, что едем не туда, теперь нам надо возвращаться назад и искать поворот в поле, а дальше брод. Еще он поведал нам, что деревня Ректы, в которой сохранилась церковь, и куда мы собственно и едем, давно заброшена, хотя раньше это было большое село и дед помнил времена своего детства, когда они ходили туда пешком в школу. В той церкви, якобы, несколько лет назад жил отшельником Игорь Кашпировский. Тот ли это Кашпировский или нет мы так и не поняли.

Нужный нам поворот отыскали довольно быстро, так как дед довольно точно описал место, и вскоре мы уже находились на высоком холме, если не сказать небольшой горе - настолько круты были его подъемы, и наблюдали вьющуюся ленту руки в километре от нас. Заметив какую-то легковушку у берега, мы подумали что там-то и есть брод и отправились прямиком туда, спускаясь по крутой извилистой дорожке.

Переправа оказалась очень простой, и хотя были места и довольно глубокие, промерив фарватер пешком и учитывая каменное дно, мы поняли, что это будет не очень сложной задачей для нас. Мы даже покатались немного вдоль по речке, отыскивая место для фотографирования. Еще через километр мы оказались у еще одного холма, вернее даже череды холмов, которая протянулась уже с другого берега. Оставив машины у подножия, мы полезли наверх, предположив, что от туда откроется красивый вид на округу. Не дойдя до верхней точки, увидели ряды окопов. То что это окопы мы поняли сразу же, ибо уже научились их отличать от обычных оврагов. Металлоискатель и здесь начал дурить, и я его, теперь уже окончательно, убрал подальше. На вершине холмов мы опять увидели окопы, и смогли насладиться прекрасными видами. Отсюда даже было заметно деревню Кузино, которую мы проехали пару часов назад. Позиции для размещения здесь обороны были действительно очень выгодными - вся округа как на ладони. А война прокатилась по этим местам точно - вершина холма была вся в воронках, хотя думается, что затяжных боев тут не было.

По каким дорогам мы добрались до деревни Ректы сложно сказать, но помню, что сначала мы заехали в какой-то населенный пункт, возможно Болотово, где и узнали про правильный путь.

Перед Ректами миновали небольшую лесную речушку. Коля проехал ее по старому деревянному мосту, а я прямо по воде, надеясь наконец таки застрять. К моему удивлению машина прошла по мокрому и зыбкому песку даже не углубившись в него. Странно все это. Раньше в аналогичной фигне мы сразу же застревали, а здесь почему-то нет.

От деревни и правда ничего уже не осталось, кроме разве что церкви. Ее-то мы и полезли осматривать с Серегой. На первый взгляд она казалась даже действующей - трава вокруг покошена, дверь закрыта на замок. Однако обойдя ее кругом, мы увидели, что из одного окна торчит веревка и видно было, что ей уже пользовались. Мы последовали чьему-то примеру и скоро оказались внутри. С одной стороны казалось, что здесь еще проводятся службы, с другой же - горы мусора, разбитые окна и т.д. - говорили о другом. Нам удалось по сохранившейся деревянной лестнице пробраться на чердак и дальше на колокольню. Вместо колоколов весели обрезки рельсов разной длины, которые колыхались на ветру и издавали какие-то мистические звуки при столкновении друг с другом. Наверно, интересно ночью побродить по округе среди древних крестов и могил.

Когда вернулись к машинам, то никого там не обнаружив, решили устроить небольшой перекус. Оказалось что Коля, Виталик и Тим отправились дальше по дороге исследовать округу, но кроме торчащих столбов и остатков забора ничего не нашли - все брошено. После полдника тронулись дальше, взяв на развилке влево, планируя добраться до единственного дома, который мы заприметили от церкви. Подъехать к нему оказалось не просто - дорога заброшена окончательно, поэтому пришлось ехать в объезд по полю, когда-то изъезженному тракторами и от того похожему на овражистую лесную поляну.

Нам на встречу из дома вышли бодренькие дед и бабка. Оказалось, что они единственные жители в этой деревне, больше ни кого не осталось. Занимаются огородом, пасекой. Так и живут. По поводу дороги нам нам был дан не вполне ясный ответ. Мы хотели выбраться из этих мест на дорогу Дорогобуж-Ельня (Р-137) прямо напрямик через деревню Пушкино. Нам стали говорить, что есть какой-то путь, говоря множество названий деревень, которых мы даже не видели на нашей карте. Бабка была настроена пессимистически по поводу наших перспектив, а вот дед вроде не сомневался. "Резина-то у вас хорошая, пройдете" - сказал он, бросив взгляд на наши колеса. Мы прямо обалдели от его продвинутости. "Да и хай-джек у вас есть" - скажет сейчас он, подумалось мне. Важным оказалось и то, что по весне по этой дороге прошел УАЗ. 

Пришлось немного вернуться назад, на примеченную по пути сюда, колею и дальше мы уже двигались по ней в восточном направлении, действительно наблюдая впереди себя следы УАЗика. Метров через двести мы сразу же уперлись в какое-то небольшое болото, однако застряли лишь в одном месте. На наше удивление машины шли и шли вперед по любой грязи, удивляя нас все больше. Странная тут какая-то грязь - в ней почти не возможно застрять!

В таком темпе мы проехали несколько километров, по большей части вдоль полей по кромке леса, почти ни где не встречая серьезных засад.

И вот, наконец, мы видим впереди себя болото, образованное растекшимся лесным ручьем, шириной метров пятьдесят. На первый взгляд оно вообще не проходимо для нас. Раньше, при созерцании подобного жидкого и не очень месива, нам приходилось разворачиваться и ехать назад. Все же решаем проверить сапогами его глубину и сложность, и наша проверка подтверждает наши опасения. Но сколько же теперь надо ехать назад, до нормальной дороги... Первым пошел Коля, а мы все помогали ему, направляя его в правильное русло (точнее наоборот, подальше от него!). Аккуратно, пробираясь с кочки на кочку, он выбрался на другой берег и припарковался, как ни в чем не бывало, неподалеку в лесочке. Мне пришлось ехать рядом с пробитой Колькой колеей, стараясь держаться от нее немного в стороне, но и я выехал без проблем. Удивительно, но они не хотят застревать! По сырому лесу ехали без проблем и только при пересечении просеки я немного закопался, но при помощи ребят быстро проехал и это место.

Следующая трудность - большое болото, в которое мы уперлись, все следую чьим-то следам. Теперь одна колея делилась на множество и нам пришлось выбирать наиболее, на наш взгляд, оптимальную. Первым шел я и достаточно быстро сел в слишком глубокой колее, правда Коля меня сразу же выдернул назад. Пытаясь найти новый путь, я снова растопырился при пересечении колеи, словив диагональ, но и тут Колька мне помог и дальше я уже преодолел засадное место, объезжая его левее, там где еще не было пробито большой колеи.

Оставив машину на твердой земле, я вернулся назад. Серега сказал, что сейчас Коля будет разгоняться и таранить огромный куст. Я так и не понял зачем он это собирается делать, видимо хочет еще больше поцарапать машину, но разогнаться он не успел, мощно засев в луже. Вынимали мы его от туда достаточно долго, с применением всех средств, и это оказалось самым серьезным косяком в этом походе. Дергать второй машиной мы не имели возможности, так как она находилась слишком далеко и троса не хватало, так что пришлось вызволять застрявшую при помощи домкрата.

Дальше дорога вышла на поля и мы уже ехали вполне быстро, правда и следы предшественника мы потеряли, так как полевая дорога была совсем сухая и что либо на ней разглядеть было не возможно. В одном месте пришлось воспользоваться бензопилой, расчищая себе путь от упавшей березы, но это не оказалось серьезным препятствием. Вот сразу же после березы мы немного повозились с небольшим дерьмом. Все предлагали объехать где-нибудь в другом месте, тем более, что и УАЗик здесь не проезжал, но я уже окончательно разочаровался в свойствах местной грязюки и попер в наглую. И что? Проехал без вопросов. Буксует, но не закапывается, главное не переборщить с газом. Коля тоже прошел успешно.

На трассу выехали в районе какой-то деревни, которой на карте мы не нашли, и после небольшого привала, приняли решение отправиться не в сторону Ельни, как я планировал ранее, а обратно в Дорогобуж.

Дорога Дорогобуж-Вязьма, является участком старого Смоленского тракта. В одном из наших предыдущих путешествий (РЖАВЫЕ БОЛОТА, А ТАКЖЕ... (Тверская, Смоленская области, апрель-май 2002г)) мы уже бывали на этой старой дороге, отыскивая катакомбы в лесу. Тогда, рассматривая карту, я заприметил дорогу, вдоль которой были обозначены братские могилы, находящуюся по другую сторону речки Осьма. Теперь-то мы и решили туда проехать, а оттуда, если удастся, добраться до Вязьмы.

В Дорогобуже, отыскивая дорогу на село Ушаково, вновь могли полюбоваться прелестью этого провинциального городка, взбираясь на крутые уклоны улочек, или наоборот, пытаясь не свалиться в Днепр, спускаясь с них. Мне городок очень понравился.

Найдя дорогу, тронулись по ней в путь, но вскоре остановились на привал, свернув в поле, и устроили перекус. Все порядком устали, но сегодня нам надо было преодолеть большой отрезок пути, поэтому не задерживаясь, ты выбрались на дорогу и поехали дальше.

Село Алексино на карте обозначено как обычный населенный пункт, ни чем не отличающийся от других. На деле же, как только мы в него въехали, то сразу заметили его необычность. При въезде в него, с обоих сторон дороги можно увидеть коневодческие фермы и большой ипподром. Постройки слева от дороги еще, видимо используются по назначению, а вот те, что справа находятся в полном запустении - в больших кирпичных корпусах выбиты окна, все заросло травой. В советские времена это место, наверно, славилось на всю страну.

Дальше село как бы стареет по мере продвижения по дороге - появляется все больше старых деревянных домов. Еще дальше мы увидели непонятного назначения древнее сооружение, и чуть подальше, в тени старых лип, высокую церковь, тоже весьма не обычного вида. Остановившись на обочине, отправились осматривать постройки. Первая из них напоминала чем-то толи клуб, толи какой-то павильон - одноэтажное симметричное здание, с большими окнами и дверьми. Было заметно, что его не так давно приводили в порядок, но побелили не очень хорошо и теперь снова штукатурка отваливалась от стен кусками. Церковь тоже была не совсем обычная - огромное сооружение, квадратное в плане и очень высокое. По периметру крыши лепнина и прочие архитектурные изыски. Она больше напоминала какой-то музей, нежели здание церкви. Попасть в нее нам так и не удалось, так как все входы были заварены решетками, и мы ограничились лишь рассматриванием внутреннего убранства через эти решетки. Изнутри она тоже выглядела огромной - высота потолка метров двадцать, массивные толстые стены, в которых были заметны проходы и лестницы. Жаль, что нам не удалось до них добраться. Зато оказалось легко проникнуть в подвальные помещения, и Серега, который первый туда отправился, стал звать меня туда с фонарем, со словами, что мне это точно понравится. И действительно, такого мы еще не видели. Через коридоры мы проникли в центральное подвальное помещение и в свете фонаря увидели древние каменные склепы! Их было четыре. Огромные мраморные плиты с объемной резьбой и с выбитыми именами на торцах. Два из них были сдвинуты в сторону и завалены на бок. Под ними оказались лазы в небольшие помещения, вымощенные кирпичом. Видимо там и располагались захоронения, но сейчас, конечно же, тут уже ни чего не было. Мы стали думать, а почему же сдвинуты только два камня, а как же два других. Ответ нашли, спустившись в те самые помещения. Оказалось гораздо проще пробить кирпичную перегородку, чем сдвигать многотонные надгробия. Через отверстия в стенах, видимо, и было вынесено все содержимое.

После осмотра остального подвала и каменных надгробий вокруг церкви (обнаружилась и могила какого-то лекаря с немецкой фамилией, похороненного здесь в середине 19-го века!), мы отправились к машинам. Но вот дальше-то мы и не поехали, так как усталость скосила нас окончательно, и мы решили хотя бы часик вздремнуть прямо в машинах. Дав себе установку проснуться через час, сразу же вырубились (и собака, кстати, тоже), а ровно через час все проснулись как по будильнику. Теперь настрой был уже совсем другим, и мы с новыми силами тронулись дальше. Правда сначала пришлось немного повозиться с моей машиной, так как она опять отказалась заводиться. Сейчас этой проблемы, вроде, нет, а раньше это случалось частенько. Суть проблему следующая - глушишь мотор, а завестись уже не можешь, особенно если постоишь немного. Ощущение, что нет искры. Через некоторое время, если не сядет аккумулятор, движок начинает подхватывать, прокашливается, являет миру черное облако и, наконец, заводится уже нормально. Оказывается заводится-то надо было при убранном подсосе и тогда схватывает сразу и как полагается. Может это и прописная истина, но я не знал, тем более, что с "азоном" таких проблем не было, а "солекс" у меня не так давно поставлен.

Мы думали, что те исторические постройки, которые мы недавно осмотрели были единственными здесь. Как мы ошибались - это было только начало, только преддверие того, к чему вела нас эта старая дорога.

Через несколько сот метров, когда дорога стала забирать в сторону перед раскинувшимся перед нами прудом, мы заметили справа от дороги какое-то разрушенное старинное строение. Повернув в ближайшем проулке и припарковавшись, отправились исследовать запримеченную достопримечательность. Здание было огромное, по сравнению с соседними, и было похоже на старинную усадьбу. К сожалению от него сохранились только стены, а крыша и перекрытия, было заметно, сгорели и обрушились уже давно. Перемещаться внутри стен, среди больших обгорелых балок, казалось непросто, поэтому мы ограничились внешним осмотром.

За сгоревшим зданием начинался парк. Не лес какой-нибудь, а именно парк, с ровными рядами лип и дорожками между ними. Еще чуть подальше мы увидели точно такое же здание, располагавшееся под прямым углом к сгоревшему собрату, и оно оказалось не в таком плачевном виде, во всяком случае крыша у него имелась, а двери и окна были где закрыты, а где заколочены. Дальше в глубине парка можно было заметить еще некоторые постройки поменьше размером, а левее мы, наконец, увидели и центральную постройку всего этого архитектурного ансамбля. Это была огромная усадьба или дворянский дом!

Вернувшись к машине мы проехали некоторое расстояние по дороге и свернули на улочку к магазину, а заодно и исследовать это дворянское гнездо. Дом оказался двух этажным, с большим парадным входом, обрамленным массивными чугунными решетками. Он состоял из центральной части и двух крыльев, расходящихся в стороны от центрального входа. Здание хоть и казалось заброшенным, но все же были заметны какие-то работы по его сохранению. Во-первых, крыша совсем недавно была покрыта новым кровельным железом, а окна второго этажа заменены на новые, нам даже показалось, что они пластиковые, но это вряд ли. Первый этаж находился в более плачевном виде, хотя все окна и двери были закрыты, и просто так зайти внутрь было не возможно. Правда нам удалось немного полазить по подвальным помещениям, точнее полуподвальным, поскольку они располагались выше уровня земли, но ниже окон первого этажа. Стало ясно, что раньше они использовались как какие-то производственные мастерские, но сейчас все брошено и находится в запустении. Жаль, что не удалось забраться в саму усадьбу, думается там много чего интересного можно было бы посмотреть.

Вокруг дома располагались какие-то постройки поменьше, некоторые из которых сейчас приспособлены или под магазины или еще под что-нибудь. Одну из таких построек отправился исследовать Серега, привлеченный необычностью ее формы. Сооружение было похоже на миниатюрное веерное депо, на деле же это оказалась конюшня необычной формы.

В магазине, покупая продукты, мы заговорили с продавщицей об истории здешних мест, и, наконец таки, узнали кое какие подробности. Оказывается усадьба эта имеет многовековую историю, и несколько раз продавалась новым хозяевам, которые перестраивали ее на свой вкус, внося все новые моменты в ее архитектурный облик. После прихода к власти большевиков, усадьба была разграблена, включая и захоронения в храме, а некоторые постройки сожжены. Прежние хозяева, частью иммигрировали, а частью затерялись в водовороте революционного лихолетья. В советские времена дворянские постройки использовались под разные хозяйственные нужды, а в центральной усадьбе размещалась то ли больница, то ли детский дом. К счастью, хоть и в плачевном виде, но большинство построек сохранились до наших дней, и в Смоленской думе сейчас даже рассматривается вопрос о реконструкции всего ансамбля и создании исторической зоны, особо охраняемой государством. Хочется надеется, что это место преобразится и приобретет должный вид. Оказывается была попытка частых лиц восстановить исторический облик этого места. Несколько лет назад из какой-то европейское страны, по моему из Франции, приезжала  то ли внучка, то ли дальняя родственница последнего хозяина усадьбы, и рассматривала вариант восстановления родового гнезда, с последующей возможностью получения дохода от туризма. Однако предварительные расчеты показали не выгодность все затей и тетка укатила обратно. На том все и встало. А кто поменял окна и крышу в доме мы так и не поняли. Кстати, в Интернете можно найти множество информации по этому месту.

Через пару сотен метров дорога свернула резко налево и вывела нас к мосту через пруд. Проезжая по мосту мы обратили внимание на рукотворность водоема и ряды лип по его берегам. Наверное раньше и причал имелся для лодок. После моста дорога вновь пошла левее и круто взяла в горку. Справа мы опять увидели совсем уж необычную постройку, которая напоминала крепостную стену с башенками и бойницами. Свернув вправо, мы проехали через пролом в стене и оказались внутри большого двора. Было заметно, что сейчас все это используется для личных нужд - казалось что люди живут прямо в крепостных стенах. Тогда мы гадали об этом месте, думая, что может оно гораздо древнее самой усадьбы, и раньше являлось каким-нибудь городищем. Однако потом, через Интернет, я узнал, что такие миниатюрные крепости в свое время было просто модно строить. Они использовались под проживание и мастерские ремесленников и прочего подневольно люда. (Я так смотрю ни чего не меняется с течением времени! Новые русские были всегда! Хлебом не корми, дай какую-нибудь крепость построить).

Выбравшись на дорогу, мы заприметили еще одно старинное сооружение, но оно было несколько в стороне от нашей дороги, к тому же дело было к вечеру и нам необходимо было продвигаться дальше, поэтому мы не стали отвлекаться и поехали в сторону деревни Ушаково.

До этого населенного пункта нам пришлось проехать несколько километров по напрочь разбитому асфальту, к тому же мы торопились, поэтому пришлось держать максимально возможную скорость. В Ушаково дорога упиралась в т-образный перекресток на котором мы повернули левее, и дальше уже двигались по грунтовке. Миновали Барсуки, лесничество и, наконец, достигли деревни Петрыкино.

На карте наша дорога отмечена как дорога без покрытия, тогда как все остальные дороги отмечены как дороги лесные или полевые. Именно поэтому мы надеялись, что она окажется вполне проходимой и наезженной; даже на листе карты она напечатана более жирной линией, чем другие.

Проехав и этот населенный пункт, мы отметили, что дорога резко ухудшилась, было даже такое ощущение, что здесь-то она и заканчивается. Надо было срочно искать языка, поэтому, заметив в поле бабку с отарой овец и коз, мы и отправились к ней. Я шел первый и уже из далека начал с ней разговор, но она вдруг закричала что-то невразумительное и попыталась убежать от нас! Лишь подойдя к ней ближе, я смог разобрать, что она кричит. Оказывается ее напугал Тим, который бросился к овцам, явно намереваясь загрызть хотя бы одну из них. Виталик задержал собаку, а я смог, наконец таки, поговорить с бабуськой. Оказывается, что дальше дорога есть и ведет она в следующую деревню, которая называется Подмошье. Я так и не смог объяснить глуховатой бабке, что нам надо не в эту деревню, а на дорогу севернее ее.

Есть два пути в Подмошье. Первый - продолжить движение по той дороге, точнее по просеке местной ЛЭП, на которой мы оставили машины. Второй - отправиться по полевой дороге. Мы выбрали первый вариант и очень скоро начали жалеть об этом. Доехав до леса мы решили все таки повернуть правее, прямо в поле, и попытаться выехать на ту полевую дорогу. Нам это удалось, но сначала нам пришлось прорубаться через двухметровую траву и молоденькие еловые посадки. Какие препятствия ждали нас за этой зеленой стеной мы не знали и вскоре сели таки в старой сухой колее. Слава Богу мы не стали тупо газовать и попятившись назад, выехали обратно на наши следы, и отправились искать более ровный путь для продвижения. На дорогу я выехал первым, а вот Коля где-то отстал. Он же ехал почти вплотную ко мне и заблудился таки! И это не мой камень в его огород, трава действительно была высоченная, а гибкие деревца сразу же поднимались позади машины и закрывали нас друг от друга.

Оказавшись на дороге, мы оценили ее накатанность. Создавалось ощущение, что здесь постоянно ездят, даже легковушки могли здесь пройти. Конечно здешняя природа вносит свой вклад в это - сосновые боры и песчаные дорожки. Такие дороги долго остаются вполне проезжими даже после обильных дождей.

Метров через 200 мы въехали в небольшой перелесок, в котором обнаружили развилку дорог. Сверившись с картой, мы решили, что дорога направо, видимо, и вывела бы нас в Подмошье, но нам-то надо было гораздо севернее, поэтому мы повернули левее.

Еще метров через двести мы вновь столкнулись со следами великой отечественной войны. В старом сосновом лесу, который начался справа от дороги, мы увидели старые обвалившиеся окопы. При детальном рассмотрении их, мы поняли, что ничего интересного здесь не найдем. Единственная железка, которую мы увидели в этом месте, было зубчатое колесо от какого-то не то трактора, не то танка. Металлоискатель продолжал чудить, и мы его убрали подальше, теперь уже окончательно. Вернувшись по машинам, поехали дальше. 

...Опять развилка. И снова обе дороги выглядят вполне наезженными и мы опять гадаем. Решили повернуть направо, но вскоре, за лесной вырубкой, дорога резко ухудшилась. Назад... Но перед тем как развернуться, решаем немного обследовать окружавшие нас сосновые лесочки. Я прямо из машины заметил валявшуюся на обочине каску. Это оказалась старая советская каска, вся в дырках от съевшей ее коррозии и уже не представляющая ни какого интереса. Остальные железки, валявшиеся в округе, не поддавались идентификации и мы не поняли, имели ли они отношение к боевым действиям, явно происходившим здесь полвека назад.

Вернувшись к развилке, провернули правее, т.е. вернулись на прежнюю дорогу. Несколько километров мы ехали, не наблюдая ни чего интересного вокруг. Хотя, лично для меня, даже просто езда по таким красивым местам уже удовольствие. Едешь по накатанной дорожке по еловому дремучему лесу, а он подступает к тебе вплотную со всех сторон, хлестая огромными лапами древних елок. Иногда на нашем пути попадались большие лужи, но застрять в них просто не возможно, и, в конце концов, мы даже перестаем от них уварачиваться. Бывало, дорога пролегала в земляной выемке, как бы рассекая небольшой, но высокий холм на две части, а бывало, наоборот, взбиралась на очередную возвышенность, открывая нашему взору, на сколько это это позволял лес, округу. С определенного момента, слева от  дороги, стала вырисовываться заболоченная низина, которая вскоре превратилась сначала в ручеек, а затем в небольшое лесное озеро. Здесь-то мы и остановились, что бы определиться с нашим местоположением, которое казалось нам полной загадкой. Единственное в чем мы были уверены, так это в том, что мы едем в правильном направлении, т.е. держим путь на север-северо-восток, и все.

Рядом с прудом была большая поляна, которая являлась как бы перекрестком четырех дорог. Остановившись перед ним, нам предстала такая картина. Между нашей дорогой и озером в перекресток вклинивалась еще одна дорога, проходя почти параллельно нашей и тянувшийся вдоль берега. Направо уходила еще одна дорога, тут же взбираясь на крутой склон. За ним ни чего не было видно, кроме куска поля и одного старого, без проводов, столба (хороший ориентир для нас). Ну и прямо уходила четвертая дорога, которая как бы являлась продолжением нашей и нам она казалась правильной (как мы ошибались).

На карте можно увидеть не большое лесное озерко, в которое впадает речка Пруды, и мы думаем, что именно его мы и видели тогда. Перед тем как двинуться дальше мы свернули налево и проехали несколько десятков метров по дороге вдоль берега, остановившись и вкопанных в землю лавок и стола. По моему, это место отдыха сделано какими-то рыбаками или охотниками. Вообще здесь было полно различных вывесок, запрещающих охоту и рыбалку без путевок, табличек с названием местных лесничеств и т.д.

Дальнейший наш путь и сейчас является для меня загадкой. Сопоставляя детали, которые я запомнил и карту, я до сих пор ни как не могу представить местоположение дороги, по которой мы ехали дальше. Если принять за истину, что мы ехали правильно, то через километр от озера мы снова должны были увидеть перекресток четырех дорог, на котором надо было поворачивать налево. Именно с этого предполагаемого перекрестка и начиналась искомая нами дорога, обозначенная на карте не так как все остальные. На деле же ни какого перекрестка мы не увидели, или же он просто затерялся в лесу и мы его проехали мимо, что мало вероятно. Дальше мы должны были миновать заброшенную деревню под названием Новая Деревня, но еще до нее, если верить карте, имелось несколько братских могил и лесных кладбищ. Ни чего подобного мы не встретили, хотя и увидели один обелиск, но оказалось, что он установлен в честь трагически погибшего в этих краях какого-то охотника. Какого же было наше удивление, когда вынырнув из леса и миновав лесную развилку, мы, наконец таки, увидели сначала столбы, а затем и дома какой-то деревни.

Деревня оказалась, как мы и предполагали, давно заброшенной, поэтому ничего интересного мы не нашли. Лишь один дом казался более-менее обжитым, и изучив его убранство (гильзы и бутылки, бутылки и гильзы), мы поняли, что он используется охотниками как времянка.

Еще раз рассмотрев карту, мы пришли к мысли, что все таки находимся на правильном пути, хотя сомнения все же присутствовали. Сейчас, оценивая наше тогдашнее положение и рассматривая карту, я понимаю, что мы все же ошибались тогда. Если внимательно посмотреть на карту, то можно найти еще одно место, совсем не далеко от Новой Деревни, которое как две капли воды похоже на искомое нами.

...Деревня Афонино. Перед Новой Деревней, если верить карте, мы должны были миновать два ручья, один из которых находится прямо перед ней. И мы действительно миновали их, но если посмотреть на карту, то видно что и перед Афонино есть два ручья и один из них тоже перед деревней. Даже направление течения воды в этих ручьях перед обеими деревнями одинаковое - с востока на запад. Дальше, перед Новой Деревней должен быть перекресток и мы его миновали, но и перед Афонино он имеется. Непреклонным фактом тогда для нас было и то, что Новая Деревня по карте - заброшенная деревня, а Афонино - жилая. А мы-то сейчас находились в явно покинутом населенном пункте, стало быть мы сейчас в Новой Деревне.

Приняв это за истину, мы тронулись было дальше, но тут же сели в сырой колее, и провозились в ней минут десять на две машины. Весь дальнейший путь нам приходилось объезжать низинки, наполненные густым месивом. Было заметно, что этой-то дорогой не пользовались уже давно. Важная деталь: всю предыдущую дорогу мы видели впереди себя следы какого-то внедорожника, но что это была за машина я так и не определил. Допускаю, что может и иномарка. Чем дальше мы продвигались, тем все более заброшенной казалась дорога и в один момент мы остановились перед развилкой. Налево уходила основная дорога, но проехать там было крайне тяжело и наш предшественник тоже туда не сунулся. Он проехал прямо, но менее заметную дорогу, точнее даже на просеку, проложенную в молодом еловом леске. По-моему, этот лесок был высажен искусственно не так давно, хотя может я и ошибаюсь. Продвигаясь, мы все удивлялись с какой упрямостью и одновременно с аккуратностью ехали наши предшественники. Все деревья, встречавшиеся им на пути, даже самые тоненькие были либо срублены, либо спилены, и аккуратно сложены вдоль дороги. Это говорило в пользу того, что машину они жалели, поэтому может и иномарка прошла перед нами. И вот в один момент я увидел, что дорогу перегородило дерево и они его почему-то не убрали. Выйдя на дорогу я все понял - это тупик! За деревом начиналось понижение почвы и через несколько метров под ногами уже хлюпало. Дальше была заметно старая колея, но лет ей было очень много и уходило она в настоящее болото. Первопроходцы здесь развернулись и поехали назад, и нам пришлось последовать их примеру. Полное разочарование!

На обратном пути я все же остановился у одного спиленного дерева, что бы рассмотреть срез поближе. Пилили не так давно, но, я думаю, все же в прошлом году, ибо стружки я не видел ни где. Заночевать пришлось прямо на дороге-просеке, т.к. до деревни было очень далеко, а уже темнело. К тому же, мы все же думали с Серегой вечером сходить на разведку той непроходимой дороги. Ведь если мы действительно миновали Новую Деревню, то где-то через километр мы должны были достичь деревни Городок. Наделе же мы проехали явно больше километра, но ни какой деревни так и не видели. 

После всех разбивки лагеря и, как всегда, вкусного ужина, мы с Серегой вооружились фонарями и отправились обследовать предполагаемую дорогу. Сразу же стало ясно, что наш предшественник по ней дальше не поехал и видимо он вернулся обратно по той же дороге, по которой и приехал сюда. Если бы мы захотели по ней продвигаться дальше, то с утра нам пришлось бы преодолеть метров сто тяжелого бездорожья с большими ямами, наполненными вязкой кашей. Для наших машин казалось возможным их миновать, только объезжая их по обочинам и, в принципе, это казалось реальным, хотя этот процесс затянулся бы надолго. Дальше дорога поворачивала левее и шла вдоль кромки леса, с другой же стороны, среди мелких ущербных деревцев, угадывалось болото. Здесь дорога представляла из себя глубокую колею, наполненную водой. Провозились бы мы тут, видимо,  подольше и именно здесь я начал сомневаться в возможности продолжать движение по этой дороге на наших машинах.

Однако мы с Серегой ребята упрямые до безобразия и ни кто из нас не подал виду, что мол надо идти назад и ложиться спать, а с утра разворачиваться. К тому же, если мы находились на правильной дороге, то вскоре мы все таки должны были упереться в деревню Городок.

Дальнейший путь нашей пеший разведки можно описать в нескольких словах. Где-то с час мы шли по вполне проходимой дороге, так и продвигаясь по лесу, видя иногда какие-то повороты на еще более заброшенные дороги. Стало ясно, что этой дорогой не пользовались очень давно, и скорее всего, она не та, которую мы искали. Но мы все шли и шли в полной темноте, иногда подсвечивая себе путь Серегиным фонарем (мой прожектор почти умер), надеясь за очередным поворотом увидеть дома предполагаемой деревни. Все тщетно и вскоре мы, наконец, уперлись в препятствие, которое заставило нас развернуться назад. Если до этого, разведанная нами дорога, была вполне преодолима для наших машин, то дальше она вдруг закончилась, перейдя в глубокую колею, уходящую в глубь болота. Дальше мы не пошли, а фонари снова высветили вдалеке очередной поворот и стену осиново-болотного леса - тупик.

До лагеря добрались быстрее, окончательно приняв решение, возвращаться завтра утром обратной дорогой. В этот раз Тим встретил нас подружелюбнее, чем в прошлую ночь.

Спал я крепко, отдыхая от вчерашней вечерней прогулки. После завтрака и недолгих сборов, тронулись в обратный путь. До заброшенной деревни добрались без приключений. Замеренное расстояние от ночевки, до деревни оказалось 1700 метров или около того и это окончательно уверило нас, что мы не на правильном пути. Ведь от Новой Деревни до Городка по карте около двух километров, плюс те два-три километра, которые мы отмахали с Серегой. Выходит, мы должны были встретить деревню совершенно точно. Приняв за истину, что мы сейчас в Афонино, мы стали искать доказательства этой версии, сравнивая карту с местностью. Во-первых, если мы сейчас все же находились в Новой Деревне, то где-то совсем недалеко от нее должно быть кладбище. Коля сходил на разведку в предполагаемое место расположения захоронений, но так ни чего и не нашел. Стало быть, все таки Афонино. Если так, то в этой деревне должно быть две улицы (по карте), одна из которых отходила от основной дороги  и шла на северо-запад. Этой дороги мы не увидели, но осмотрев кромку леса в северо-западном направлении, увидели прогал и приняв его за просеку в лесу, отправились туда с Колей. Пошли напрямик, и получилось так, что шли мы по самой кромке деревни по полю. И вот, когда в очередной раз мы перепрыгивали через канавы посреди поля, нам показалось что эти канавы больно похожи на старые окопы. Рассмотрев их повнимательнее, мы утвердились в мысли, что это они и есть - пилообразные траншеи с отводами, оканчивающимися стрелковыми ячейками. Очень похожи на те, которые мы видели раньше, к тому же их расположение говорило в пользу нашей версии - с юга на север с отводами в западную сторону. Что это еще, если не окопы? Лесная дорога и правда обнаружилась, но ей-то пользовались вообще в незапамятные времена - ни какой колеи, ни маломальских следов, просто просека, заросшая молодым леском. Пройдя по ней несколько десятков метров, мы повернули обратно, и к машинам подходили уже по едва заметной в траве, предполагаемой второй улице. На обочине видели старую шину Бридж-Стоун лохматого годы выпуска. Может со времен войны здесь лежит, может трофей?

По уже проведанной вчера дороге быстро добрались до лесного озера. Здесь мы не поехали по вчерашнему маршруту, т.е. прямо, а повернули влево, взбираясь на крутой холм. На нем мы увидели одинокий столб, примеченный вчера с низу холма, а слева от дороги через поле, прямо в лесу какие-то оградки, оказавшиеся старым лесным кладбищем. Серега, ходивший к нему, сказал, что кладбище очень старое и в лесу даже есть остатки какого-то кирпичного фундамента. На карте это захоронение не обозначено вообще ни как. Решив, что эта дорога ведет к деревне Подмошье, едем по ней, планируя принять решение о дальнейшем пути следования по месту.

Деревня в свое время была достаточно большой, сейчас же она состояла из нескольких домов, располагавшихся по разные стороны заболоченного ручью, делившего населенный пункт на две части. Мы сразу же перебрались на другой берег и тронулись к группе домов, казавшихся заброшенными. На деле же оказалось, что один дом вовсе не заброшен, и рядом с ним крутился какой-то дед. Решив узнать у него дорогу идем с Колькой к нему, но оказалось, что дед не может сказать ни слова - он напрочь глухонемой и только показывал на дома на другом берегу. Заприметив там людей, идем туда. Но оказалось, что перебраться туда не так-то просто. Нужно было либо возвращаться на дорогу, которой мы воспользовались не так давно, либо искать новую переправу. Но как только мы ломанулись напрямик через болото, то поняли, что здесь мы не пройдем, к тому же немой дед, который наблюдал за нами, стал издавать страшные звуки, показывая нам, что там по пояс. В итоге, на другой берег мы перебрались по деревянному настилу, проложенному по более мелкому месту этого болота, и сразу же отправились к двум теткам, запримеченным еще издалека. Оказалось, что в этой деревне живет всего несколько человек, хотя раньше она была довольно крупной. Из благ цивилизации только электричество, даже дороги не проходимы для обычного транспорта. Все остальное, необходимое для выживания выращивается своими силами или собирается в окрестных деревнях. Так и живут!

Нас прежде всего волновал один вопрос - можно ли пробиться на дорогу Угра- Спас-Деменск, т.к. оттуда мы и планировали добраться до дома по асфальтовым дорогам. Оказалось, что дорога в принципе есть и она вполне проходима для нас, как говорили местные - еще совсем недавно там прошел чей-то УАЗ и нам нужно было держаться его следов (это уже становиться традицией). Трудность была лишь в том, что бы ее найти, а для нас это было принципиальным вопросом, т.к. бензина было в обрез и ошибка могла стоить очень дорого!

Насколько еще я помню, то мы должны были обязательно попасть в деревню Марково. Она хоть и обозначена по карте как заброшенная, но там, по словам теток, еще жил какой-то дед-отшельник. Оттуда нам нужно было ехать на Буда-Завод, дальше на Пустошку, ну а там уже людей было побольше и дорогу мы бы узнали непременно.

Итак, главное, по словам женщин, было не уехать в заброшенную деревню Афонино. Да-да, как я потом понял разглядывая дома карту, это и было то Афонино, которое мы приняли за Новую Деревню, и из которой выбрались лишь несколько часов назад. Но тогда-то мы еще до этого не доперли и очень жаль!

Нам снова пришлось вернуться пешком через болото к машинам, а потом развернуться и перебраться на другой берег, т.е. в то место, где мы были совсем не давно. Повернув в поле и огибая деревню по высокому холму, мы и правда увидели едва заметные следы и уже старались не терять их из виду. Скоро дорога вошла в лес и мы снова двигались по извилистой песчаной дороге среди могучих елей, правда лес здесь был с примесью лиственных пород с густым подлеском кустарника и высокой травы. От основной дороги, как мы поняли, нам надо было обязательно повернуть в каком-то месте направо, но так и не заметили этого поворота. Вскоре местность вокруг немного поменялась и стала приобретать до боли знакомые черты! И следов на дороге стало больше, и свежие они какие-то. Все, стоп! Выхожу и понимаю, что это же наши следы! Мы каким-то образом вернулись на дорогу, по которой возвращались некоторое время назад из заброшенной деревни! Внимательно изучив карту, мы понимаем, что снова едем в Афонино. Вспомнив, что перед самой деревней мы видели развилку и сравнив ее с картой, понимаем, что взяв на той развилке правее, мы сможем попасть в деревню Кряково, от которой совсем не далеко до Макарово. Едем туда в быстром темпе, т.к. дорога знакома и надо торопиться, но по предполагаемой дороге мы проехали совсем немного и повернули назад. Причина тому - по ней давно ни кто не ездил и мы не были уверены, что проехав большую часть пути, мы не упремся в какое-нибудь непреодолимое препятствие. Интересно, что вдоль дороги стоят столбы электроснабжения, и хотя проводов, конечно, нет, но имеется нумерация, причем на уменьшение. Мы видели столбы из третьего десятка, а если учесть, что расстояние между ними, если не ошибаюсь, порядка 50 метров, то можно предположить, что через два километра имеется трансформатор, а стало быть какая-нибудь дорога или другая деревня. Но рисковать мы не стали и решили таки разворачиваться и ехать обратно через Дорогобуж, где мы видели последнюю заправку.

На обратном пути случилась серьезная поломка на моей машине. На очередной буераке оторвалась длинная тяга крепления заднего моста. Оторвалась как и всегда, по сварочному шву в районе передней точки крепления, т.е. к лонжерону. Дальше ехали гораздо медленнее, т.к. потерять мост в этом лесу как-то не хотелось, а иногда приходилось останавливаться, что бы проверить хотя бы визуально состояние задней подвески и подвязать отваливавшуюся тягу, т.к. она постоянно норовила отвязаться и упереться в распор между дорогой и задним мостом - то-то было бы весело!

У лесного озера мы немного перепутали дороги и проехали некоторое расстояние не в том направлении. Мы поехали вдоль озера прямо, мимо тех лавочек, которые заприметили еще вчера. Какого же было наше удивление, когда мы увидели то, зачем мы сюда приехали. Прямо рядом с дорогой располагался обелиск павшим воинам Великой Отечественной войны. Ни каких имен мы не обнаружили, только надпись патриотического содержания на небольшом нержавеющем постаменте. Все это опять подтвердило, что боевые действия здесь когда-то все же происходили. Не думаю, однако, что это и есть наша искомая дорога на Вязьму. В общем, без ЖПС не обойтись.

Развернувшись, вернулись к озеру, и повернув направо, тронулись в обратный путь. В деревне опять видели вчерашнюю бабку, со вчерашними же овцами. осмотр тяги не выявил ни чего нового, и следующий раз мы остановились только у автомагазина, не далеко от заправки. Там я планировал приобрести тягу, и если получится, поменять, однако, оказалось, что магазин торгует только запчастями для грузовиков. На мое счастье, какой-то мужик сказал, что у него валяется нужная мне деталь в гараже и за 200 рублей она вскоре перекачивала ко мне, но поменять ее в полевых условиях оказалось невозможным - болты прикипели настолько, что помочь теперь могла только болгарка. Тут же Коля объявил мне, что у него пропали тормоза! Осмотр показал, что течет одна из тормозных трубок переднего цилиндра и причина тому, скорее всего, не механическое повреждение, а коррозия, съевшая трубку до дыры. Нормальное явление для машины такого возраста. Пришлось заглушить эту магистраль и долить тормозуху, приобретенную в магазине (помог таки!).

До трассы и далее по ней двигались с соблюдением мер предосторожности. Я первый, Колька второй. Таким образом я держал разумную скорость для своей неисправной подвески, сдерживая Колину скорость, и готов был принять удар на себя, если вдруг Колины тормоза пропадут совсем. Но и это еще не все поломки, которые приключились с нами во время этой поездки! Где-то на полпути до Вязьмы, у моей машины вдруг загорелась лампа незаряда аккумулятора. Первое подозрение на ремень, но нет же, ремень целый, а вот шкив! Он просто разделился на две части! Разделился на два кружка по месту сгиба! Почему это произошло не понятно, может "старый стал, гавна стал аднако!". В любом случае, дальше я ехал у Кольки на прицепе, и нашей первоочередной заботой стал поиск автосервиса. Единственный, работающий в вечерние часы сервис, мы нашли не далеко от поворота на Вязьму. И не смотря на то, что мастер уже тоже собирался домой, он все же взялся за работу и через некоторое время новая тяга уже стояла на своем законном месте. Это стоило нам 200 рублей, и еще за стольник нам приволокли не новый шкив, который мы ставили уже сами. Он до сих пор стоит на моей машине и продолжает служить верой и правдой (тьфу-тьфу-тьфу!). Хотя теперь я вожу с собой и новый шкив, хотя поломка редкая, и, видимо, он не понадобиться.

Пока мы ковырялись в машине, Виталик разговорился с хозяином сервиса. Оказалось, в этих краях машин на душу населения просто немерено. Хоть и не далеко от столицы, но все же ближе к границе, поэтому иномарок здесь полно. Когда мы заезжали в очередной сервис пару часов назад, то увидели следующую картину. Обычная деревня, советский сервис, а за заборчиком возвышалась гора из множества машин, пригнанных когда-то из Европы. Явных повреждений не было заметно, и вроде нормальные мерсы, бэхи и пр. были просто навалены друг на друга! Может они служат донорами для этого сервиса, а может и нет, не понятно. В общем, в основном, люди ездят на дешевых, не новых иномарках.

После ремонта моей машины, мы тронулись дальше к дому родному. Колька все искал мойку, но получилось так, что работающую мы так и не нашли, и в ночную Москву въезжали в боевой раскраске.

Так и покатались мы в Смоленской области. В целом очень понравилось, но предполагаемые цели не достигнуты - заброшенных домов почти не видели, никаких сувениров не привезли, металлоискатель чудил всю дорогу. Зато понравились места своей "хвойной" красотой и заброшенностью; понравилась, грязь, в которой трудно застрять; очень познавательным и интересным оказалось изучение усадьбы в селе Алексино - такого мы еще не видели. Примерные расходы составили по 1200 рублей с меня и Виталика и чуть больше с Сереги и Кольки, включая и бензин и еду. Колькина машина кушает, видимо, побольше, отсюда и денег побольше они потратили.

Теперь на очереди поход года! То, что я планировал долгое время, мы хотели осуществить уже в ближайшее время. На очереди Вологодская и Костромская области...        


 
 

E-mail: NivaVoevod@mail.ru